Как играть в Го/Рендзю (шкатулка): официальные правила игры Го/Рендзю (шкатулка) на русском

Правила игры Рэндзю

Рэндзю – очень увлекательная игра, правила которой могут освоить не только взрослые, но даже дети, именно поэтому можно часто слышать от новичков высказывания вроде:

«Это самая простая игра, в которую мне только приходилось играть»

В то время как человек с большим опытом скажет:

«Это самая сложная игра, из всех существующих»

Кто из них прав? Начните изучать правила и узнаете!

Атрибуты Рэндзю

Для игры в рэндзю используется поле размером 15 на 15 линий, которые создают 225 пересечений, называемых пунктами, пять из которых – контрольные и могут быть отмечены жирными точками.

Рядом с доской выставляют турнирные двухциферблатные часы, точно такие же, какие используются в шахматах. Оппонентам отводится определенное количество времени как для всей партии, так и для хода. Свершившему просрочку по времени, засчитывается поражение.

Обычно на партию выделяется не менее полутора часов для каждого оппонента, а при серьезности соревнования, не менее двух часов. Также используется контроль Фишера.

Контроль Фишера — вид контроля времени, впервые предложенный одиннадцатым чемпионом мира по шахматам Рообертом Джеймсом «Бобби» Фишером. При таком виде контроля, в начале турнира устанавливается определенный лимит времени как для партии, так и для каждого хода, и по мере игры, время пересчитывается. Если оппонент сделал ход быстрее, чем истекло его добавляемое время, то общий лимит для партии будет увеличен на количество неизрасходованных секунд, но если же он воспользовался всем банком добавляемого времени и даже зачерпнул немногим больше из времени общего, то лимит уменьшится на перерасход. Таким образом игроки, свершающие ходы быстро, создают себе запас, которым могут воспользоваться в сложных ситуациях.

У каждого участника в ассортименте по 50 камней, отличающихся только по цвету (черные и белые), то есть, как и в шахматах, у каждого свой цвет. В серьезных турнирах и сложной ситуации на доске, игрокам могут предоставить дополнительные камни, но это решение принимается сугубо судейской коллегией, следящей за прохождением партии.

Также у каждого из участников на руках имеется бланк для записи партии, куда разноцветными ручками вносятся свершенные ходы в виде кружочка и номера хода в нем.

Правила игры Рэндзю

Игра ведется белыми и черными камешками на доске, похожей на доску для Го с разметкой 15 на 15 линий и первый ход, в отличие от шахмат, принадлежит черным.

Игроки по очереди выставляют на любое незанятое пересечение линий камни своего цвета. Начинается игра всегда с пункта H8, который носит название тэнгэн (яп. 天元 ), что означает в переводе «небесное начало», или «центр неба».

Первый ход совершают черные, обозначается ход кружком своего цвета, с занесенным в центр номером.

Победителем партии признается тот, кто первым выстроит ряд из пяти камней своего цвета по вертикали, горизонтали или диагонали.

Пример ряда из пяти камней в Рэндзю

Виды построения рядов в Рэндзю

Игрок, который считает нецелесообразным выставлять камень на доску, может спасовать, то есть отказаться делать ход. Если же пасуют оба, объявляется ничья.

Играющему черными камнями вменяется ряд фолов, которые он обязан соблюдать или партия завершится его поражением. Черным запрещается строить вилки 3×3 и 4×4, ряд из 6 или более камней, а так же любые вилки, кратностью более двух, но об этом мы поговорим чуть позже.

Играющий белыми камнями не имеет никаких ограничений, поэтому может ходить так, как пожелает.

Узнать о структуре ходов, а также о вилках и фолах.

Как играть в Го/Рендзю (шкатулка): официальные правила игры Го/Рендзю (шкатулка) на русском

Рэндзю (переводится как «нитка жемчуга») — настольная логическая игра. Изобретена в Китае более чётырех тысяч лет до н.э. Спортивный вариант разработан и принят в Японии. Ранние варианты этой игры также известны под названиями «гомоку» и «гомокунарабэ» (что в переводе означает «пять камней» и «пять камней в ряд»). Двое игроков поочереди выкладывают камни (фишки) на поле размером 15 на 15 клеток (возможен вариант 19 на 19 клеток для Гомоку). Первый ход чёрных в центр доски. Кто сможет первым построить непрерывный ряд из пяти камней (вертикально, горизонтально или по диагонали — роли не играет) своего цвета — тот победитель.

В XIX веке введены «фолы» для черных. Это недопустимые ходы. Черным нельзя строить «вилки» 3х3 и 4х4 и ряд из 6 или более камней (длинный ряд), а также любые вилки кратностью более двух. Для белых фолов не существует. Длинный ряд приносит победу.
Иногда и этих фолов считают не достаточно для уравнивания шансов на победы для белых и чёрных и вводится «дебютный регламент» — обязательный порядок первых ходов для игроков. О дебютных регламентах подробнее — в специальной статье.

Для новичков и любителей трудно играть с дебютными регламентами. Нужно хорошо владеть теорией игры. Поэтому на нашем сайте введёт специальный вид игры с жеребьевкой пятиходовок — Рэндзю (жребий). По сути предлагается продолжить игру с уже сделанными начальными ходами. Позиция выбирается случайно из более чем 30 вариантов. Варианты подбирали мастера игры в рэндзю, разрядники и чемпионы крупнейших соревнований. Текущая позиция подобрана таким образом, что чёрные и белые сразу имеют примерно равные шансы на победу.

Каждый игрок имеет право пропустить свой ход (пасовать). Если оба игрока спасуют подряд, то игра завершается и объявляется ничья.

Если вся доска оказывается заполнена камнями, то тоже объявляется ничья.

Гомоку — та же самая игра, что и Рэндзю, но без фолов и на доске 19х19 или 15х15 линий. Длинный ряд не приносит победы ни белым, ни черным.
Согласно международным правилам Гомоку, первый ход (чёрными) делается в центр доски 15х15, второй (белыми) и третий (опять черными) — в любое свободное место на доске, после чего второй игрок (играющий белыми) имеет право продолжить игру своими камнями, либо поменять цвет.

Читайте также:  Как играть в Непобедимая армада: официальные правила игры Непобедимая армада на русском

Свободное рэндзю («Сапроновка», «Про-гомоку») — правила аналогичны предыдущим вариантам, только вместо фолов вводится центральный запретный квадрат (ЦЗК). Игра по правилам Гомоку (фолов нет, длинный ряд не приносит победы) на доске 15 на 15. Дополнительное правило: второй ход чёрных (то есть третий ход в партии) должен быть сделан за пределами центрального квадрата 5х5. На сайте «Свободное рэндзю» называется «про-гомоку» во избежание путаницы в терминологии, поскольку без фолов — этот вариант лучше относить к Гомоку, чем к Рэндзю.

Некоторые считают, что вариант с фолами наиболее сложен. И что фолы уменьшают популярность игры, так как с фолами требуется выработка абсолютно разной стратегии для черных и белых.

Однако существует так же кардинально противоположное мнение, что именно фолы — главная изюминка этой игры.

На нашем сайте сейчас реализованы варианты игры: Гомоку (с разными размерами поля), Гомоку swap2, Свободное рэндзю (про-гомоку), Рэндзю (жребий) и Рэндзю (Соосырв-8).

В дальнейшем мы будем расширять функционал добавлением других дебютных регламентов.

Предлагается ознакомиться с дебютными регламентами подробнее.

Рендзю

Рэндзю — спортивная настольная логическая игра. Изобретена в Китае (принятый спортивный вариант — в Японии), наиболее распространена в Японии, Китае, Корее. Её старые варианты известны также под названиями «гомоку» и «гомокунарабэ», что означает «пять камней» и «пять камней в ряд».

Играют два соперника: один чёрными фишками (камнями), его соперник — белыми. Игра проходит на расчерченной в клетку доске размером 15 на 15 линий.

Игроки делают ходы по очереди. Первыми ходят чёрные. Каждым ходом игрок выставляет на доску, в точку пересечения линий, один камень своего цвета. Побеждает тот, кто сможет первым построить непрерывный ряд из пяти камней своего цвета — по горизонтали, по вертикали или в диагональном направлении.

Для играющего чёрными определён ряд фолов — запрещённых ходов (в гомоку фолы отсутствуют). Ему нельзя строить «вилки» 3х3 и 4х4 и ряд из 6 или более камней, а также любые вилки кратностью более двух. Для белых фолов не существует, при построении ряда более чем из 5 камней белые выигрывают.

Игрок может пасовать — отказаться делать очередной ход, если считает невыгодным ходить. Если оба игрока пасуют подряд, игра завершается и объявляется ничья.

Игра продолжается до победы одного из игроков, либо до ничьей, либо до момента, когда вся доска будет занята камнями (в последнем случае результат партии также ничейный). На практике последний случай крайне маловероятен — обычно партия заканчивается за несколько десятков ходов. Стандартный набор для рэндзю содержит по 50 камней каждого цвета, случаи, когда камней не хватает, редки.

Пять в ряд.

Играют на бесконечном поле (либо на листе бумаги в клетку). Фолов нет. Построение длинного ряда (более 5) приносит победу.

Гомоку.

Игра «5 в ряд» на доске 19х19 или 15х15 линий. Фолов нет. Построение длинного ряда не приносит победы ни одной из сторон. Играть в пять в ряд

Свободное рендзю.

Свободное рендзю или пять в ряд с центральным запретным квадратом (ЦЗК) . На Западе именно эту разновидность игры называют «5 в ряд». Игра по правилам гомоку (фолов нет, длинный ряд не приносит победы) на доске 15х15 линий. Дополнительное правило: второй ход чёрных (то есть третий ход в партии) должен быть сделан за пределами центрального квадрата 5х5.

Пента.

Пять в ряд на доске 19х19. Ряд из двух камней, закрытый с двух сторон камнями противника, становится «добычей» и снимается с доски. Второй ход чёрных делается за пределы центрального квадрата 5х5. Выигрывает тот, кто первым построил ряд из 5 или более камней, либо первым захватил 5 добыч. Пента — упрощённый вариант японской игры нинуки-рэндзю, распространённой в Японии в первой половине XX века.

Правила игры го

Го – это необычайно популярная в восточной Азии, и в частности в Японии тактическая настольная игра. На японских островах го распространилась в 7 веке н.э.

Действие происходит на доске гобан, перекрытой девятнадцатью горизонтальными и вертикальными линиями. В теории, размер доски может быть какой угодно, но стандартом является 19 на 19. Для игры используются 181 черных и 180 белых камня.

Цель игры – захватить и удержать территорию. Выигрывает тот игрок, у которого к концу игры наибольшее количество очков территории.

Шашки го правила

  • «Правило пустоты». Го начинается с пустого гобана (пересеченной доски). Каждое пересечение линий является пунктом территории.
  • «Очередности». Сначала на любое из пересечений гобана ставят свой камень черные. Вторыми играют белые, они также могут занять любой пункт. Как правило, вначале занимают территорию, ближе к углам, затем стороны и потом занимают центр. За право первого хода черные, поскольку они владеют инициативой, дают белым компенсацию коми в размере 6.5-7 очков.
  • «Постоянства». Оно заключается в том, что выставленный на поле камень больше не перемещается.
  • «Жизни и смерти камней». Каждый камень, как только появляется на поле, начинает жить и обладает четырьмя дыханиями – дамэ на соседних с пересечениях линий. Они определяют его жизненную силу. Как только противник путем постановки своих шашек на пересечения перекрывает все четыре дыхания, его ход заканчивается снятием пленного камня. Белые получают одно очко территории на месте снятого камня, и черного пленника, который отправляется к ним в корзину до конца игры. Захватив шашку, белые получают два очка.

Как играть в го

Если противник окружит группу соседних камней, перекрыв дамэ, он заберет эти камни, построив на этом месте территорию. Важное следствие этого заключается в том, что рано или поздно противник сможет окружить нашу группу. Как понять, захвачены эти камни, или нет? Для этого существует понятие двух глаз, или двух пунктов недоступности. Вражеский камень, брошенный в любой из этих пунктов, является сразу мертвым, у него будут перекрыты дыхания. Но у всей нашей группы остается еще одно дыхание, благодаря которому группа жива безотносительно действиям черных. Таким образом, она становится вечно живой и в конце игры она принесет два очка территории, это крепость.

«Правило вечности», или го. Го означает «вечность». В этой игре достаточно часто возникает ситуация, когда один и тот же пункт может быть захвачен сначала одной стороной, а затем другой стороной. Такой повтор позиций запрещен. В данном случае, если сначала черный снял камень, а затем белый, то позиция повторилась. Этого не должно быть, поэтому белые не могут сразу же снять камень черных назад, они делают ход в другом месте.

Читайте также:  Как играть в Септикон: официальные правила игры Септикон на русском

Правила японской настольной игры го видео

Партия заканчивается тогда, когда больше нет ни одного хода, который приносит выгоду. Что это значит? Если есть ход, который либо отнимает территорию у противника, либо добавляет ее нам, то это может принести выгоду. Когда такого хода нет, или сторона их не видит, человек дает пас, и ход переходит к оппоненту. Если второй игрок также не видит хода, выгодного для себя, он тоже делает пас. После трех пасов партия считается законченной, и стороны переходят к подсчету очков.

Советуем посмотреть видео, в котором новичкам подробно объясняется, как играть в эту древнюю восточную игру. Посмотрев этот видеоурок, научиться основным моментам сможет даже начинающий.

Жанр статьи – Культура Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Правила игры Го

Го (вэйци, бадук) — стратегическая настольная игра, возникшая в древнем Китае между 2000 и 200 годами до н.э.

В Японии игра называется “и-Го”. В Китае, на исторической родине, она носит название “вэйци”, а в Корее — бадук (произносится “падук”).

В европейских странах и Америке игру называют “Go” — название происходит от японского “и-Го”. В английском языке принято написание с прописной буквы — “Go”, чтобы отличать название игры от распространенного слова “go”.

Как играть – правила Го

Инвентарь Го

В Го играют на прямоугольном поле, называемом доска или гобан, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями через равные промежутки. Стандартная доска имеет разлиновку 19×19 линий, для обучения и коротких неофициальных игр могут применяться доски меньших размеров: обычно 13×13 или 9×9 линий. Обычно доска изготавливается из дерева.

Также для игры необходимы камни — специальные фишки двух контрастных цветов, чаще всего — черные и белые. В японской традиции камни имеют линзообразную (двояковыпуклую) форму (наиболее распространенный вариант), в китайской — плоско-выпуклую. Полный комплект для игры должен содержать 361 камень — 180 белых и 181 черный (реальные наборы чаще содержат по 180 камней каждого цвета, в продаже есть также наборы по 160 камней — для большинства партий этого достаточно). Камни могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, керамики, раковин, обычных или полудрагоценных камней.

Традиционно в комплект для игры входят чаши — сосуды с крышками, чаще всего изготовленные из дерева. Они служат для хранения камней.

В официальных соревнованиях используются игровые часы, аналогичные или подобные шахматным, для контроля времени.

Правила Го

Играют два игрока, один из которых получает черные камни, другой — белые.

Перед началом игры доска пуста (это правило не выполняется при игре с форой).

Первыми ходят черные. Далее ходы делаются по очереди.

Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещенные на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с нее. Ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, нельзя; игроку, сделавшему это, автоматически засчитывается поражение.

Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы) — соседний по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!) незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят дамэ между собой (то есть любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы).

Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у нее не остается точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски. В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остается на доске (легко видеть, что после снятия группы противника группа игрока уже будет иметь не менее одного дамэ).

Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии. Точная трактовка этого запрета в разных системах правил го может несколько различаться.

Игрок может отказаться от очередного хода, сказав “пас“. Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остается пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки.

Группа камней противника, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обреченная на гибель при правильном доигрывании, считается “пленной”. Она снимается с доски по окончании партии и присоединяется к захваченным игроком камням.

По завершении игры подсчитываются очки, набранные игроками. Игрок получает по одному очку за каждый из пунктов доски, окруженных камнями только его цвета, и по одному очку за каждый захваченный камень противника, либо за каждый собственный камень, который остался на доске к концу игры (см. варианты правил ниже). Игрок, набравший больше очков, выигрывает.

Коми

Коми – это компенсация белому игроку за то, что он ходит вторым. Право первого хода дает черным преимущество, для компенсации которого в конце игры белым добавляется некоторое количество очков. В настоящее время, как правило, используется нецелая величина коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы исключить возможность ничейного результата в партии. В настоящее время в официальных турнирах партии (за исключением форовых) без коми не практикуются.

Вопрос о “справедливом” размере коми вряд ли может быть решен однозначно. Теоретически, коми должно составлять около половины ценности первого хода в очках, но ценность эта может колебаться в зависимости от уровня игрока и степени развитости теории игры. В различных странах и регионах в разное время величина коми различна. Помимо общих правил, она может определяться правилами турнира.

Фора

При существенной разнице в силах игроков возможна игра с форой (гандикапом). В этом случае слабейший игрок играет черными без коми или с “обратным коми” (несколько дополнительных очков дается не белым, а черным). Если разница в силах велика, фора дается в виде форовых камней — несколько черных камней выставляются на доску до первого хода белых. Форовые камни дают черным серьезное преимущество: один камень форы эквивалентен приблизительно 10-15 дополнительным очкам.

Варианты правил Го

Японские. Применяются в Японии, Корее, США, Европе. Считается, что им не менее 1200 лет, но впервые изданы они были только в 1949 году. Их часто критикуют за переусложненность и недостаточно четкое определение некоторых моментов (жизнеспособность групп, нейтральные пункты внутри окруженной территории), тем не менее, на текущий момент большинство соревнований в мире играется по японским правилам.

Читайте также:  Как играть в Нарды, шахматы, шашки : официальные правила игры Нарды, шахматы, шашки на русском

Китайские. Применяются в Китае, Гонконге, Сингапуре и на Тайване. Считаются самыми древними правилами го, им около двух тысяч лет, хотя со временем они менялись. В частности, вместо принятого в японских правилах порядка подсчета очков по территории и пленным камням, используется подсчет по территории и “живым” камням.

Правила Американской ассоциации Го (AGA). Используются в турнирах под эгидой AGA, очень близки к китайским. Последние изменения внесены в 2004 году.

Правила Инга. Их автор — тайваньский миллионер Ин Чанци, основатель фонда Инга, известный своими усилиями по популяризации го. Последняя редакция правил вышла в 1991 году. Применяются в официальных турнирах на Тайване и в состязаниях, проводимых под эгидой фонда.

Новозеландские. Используются в Новой Зеландии. Представляют собой несколько измененные и упрощенные китайские правила.

Правила Тромпа-Тейлора. Правила компьютерного го, разработанные Тромпом и Тейлором. Наиболее близки к новозеландским. Основной целью их разработки была максимальная формализация.

Тибетские. Старый локальный вариант правил го, отличающийся от традиционных правил во многих деталях. В настоящее время представляют лишь исторический интерес.

Наборы правил могут отличаться по одному или более из следующих пунктов:

Определение территории

Под “территорией” игрока понимаются пустые пункты игрового поля, полностью окруженные его камнями; пустые пункты считаются после снятия с доски “пленных” групп. Однако в некоторых частных случаях возможны расхождения в трактовке этого принципа в разных правилах:

Китайские и производные от них правила (в том числе правила Инга, новозеландские, AGA) определяют территорию чисто топологически — в нее входят любые пустые пункты, окруженные камнями одного цвета, независимо от того, какие формы составляют эти камни и что находится за пределами этого окружения.

Японские правила не включают в территорию пустые пункты, окруженные камнями группы, находящейся в положении сэки (положение, когда две группы разного цвета не могут быть взяты из-за того, что любой из игроков, сделав первый ход для захвата группы противника, в результате потеряет свою группу).

Способ подсчета очков

Существует три способа подсчета очков:

  • Японский — размер территории + количество захваченных камней противника, включая “пленные” камни.
  • Китайский — размер территории + количество своих “живых” камней (то есть камней, выставленных на доску и не взятых противником).
  • Инговский — размер территории + количество камней в чаше у противника, считая его снятые с доски камни.

При использовании второго и третьего способа игра ведется до заполнения камнями всех нейтральных пунктов (пунктов, которые не могут быть окружены ни белыми, ни черными камнями), поскольку каждый ход в такой пункт приносит дополнительно одно очко. В первом варианте заполнение нейтральных пунктов не требуется, поскольку они никак не учитываются при подсчете.

При первом способе ход игрока внутрь собственной территории отнимает у него одно очко, тогда как второй и третий способы к таким ходам безразличны: очко, теряемое от хода в свою территорию, компенсируется изменением количества камней на доске или в чашах. Это отличие само по себе не так важно (игрок не станет ходить внутрь своей территории, если в этом нет необходимости и есть возможность ходить снаружи), но влияет на порядок определения “живых” и “мертвых” групп по окончании партии.

В правилах AGA разрешены, по выбору игроков, два разных способа подсчета результата: японский и китайский. При этом в правила внесены положения, благодаря которым разницы очков, посчитанные по обоим вариантам, всегда совпадают.

Трактовка некоторых специальных позиций

В основном различия касаются того, какие группы камней, не снятые с доски, могут считаться “пленными” после окончания партии. Степень детальности этих правил различна, при возникновении спорных случаев назначается доигрывание, порядок проведения которого тоже может быть различным.

Правило ко

Повтор позиции на следующем ходу безусловно запрещен, ход считается сделанным не по правилам и игрок должен переходить за счет своего времени. Однако более сложные случаи, когда повтор позиции происходит через два или более хода, правила могут рассматривать по-разному.

Размещение камней гандикапа

По некоторым правилам расположение форовых камней произвольно (то есть может быть выбрано игроком). В других камни форы можно размещать только в специальных форовых пунктах, причем порядок их расстановки тоже может регламентироваться по-разному.

Компенсация за камни гандикапа

В тех случаях, когда применяется подсчет очков по территории и своим “живым” камням (второй или третий способ из вышеперечисленных), каждый камень форы, помимо тактического преимущества, дает черным одно дополнительное очко. Поэтому в таких случаях, по некоторым вариантам правил, тот, кто дает фору, получает взамен соответствующее количество очков — либо равное, либо на единицу меньшее числа камней форы.

Пасы и завершение игры

По разным правилам, для завершения игры требуется от двух до четырех пасов. По правилам AGA, кроме того, при каждом пасе игрок должен отдать противнику один камень.

В любом случае, после заданного количества пасов игра останавливается и начинается подсчет очков.

После остановки игры игроки должны договориться о том, какие группы будут объявлены “пленными”. Если этот вопрос не удается решить по правилам и договоренность не достигается, производится доигрывание, для определения жизнеспособности каждой спорной группы. Порядок доигрывания, в зависимости от правил, может быть следующим:

  • Для каждой спорной группы производится отдельное доигрывание, по специальным правилам. По результатам доигрывания для каждой группы определяется статус (“живая” или “мертвая”), после чего в позиции, сложившейся на момент конца партии (без учета доигрывания) “мертвые” группы снимаются с доски и производится подсчет очков.
  • Партия просто продолжается до тех пор, пока вопрос жизнеспособности спорных групп не будет решен. После того, как позиция будет разыграна окончательно, в ней производится подсчет очков. Если игроки пасуют четыре раза подряд, то игра останавливается, и все группы, находящиеся внутри чужой территории, считаются безусловно “живыми”.

Возможность самоубийственных ходов

В большинстве правил самоубийственные ходы запрещены, но в некоторых может разрешаться самоубийство группы (не единичного камня), если только при таком ходе не происходит повторения ранее встречавшейся в партии позиции. Это обогащает игру Го — в некоторых случаях самоубийством одной группы удается обеспечить жизнеспособность другой, которая бы в противном случае погибла.

Размер коми

По разным правилам размер коми варьируется в диапазоне от 5,5 до 8,5 очков.

Очередность хода при определении жизнеспособности групп

Когда после завершения партии производится доигрывание для определения жизнеспособности групп, право первого хода в этом доигрывании может быть: для каждой группы — за обороняющимся, то есть за тем, кому группа принадлежит; затем, чья была очередь ходить в завершенной партии.

Оцените статью
Добавить комментарий