Как играть в Шахматы Магнит: официальные правила игры Шахматы Магнит на русском

Шахматные правила

Шахматные правила

Как играть в шахматы?

Дата публикации: 2020-07-25

Цель Игры

У Вас, как и у Вашего соперника, в распоряжении команда воинов. Ваша цель: первым захватить короля соперника (пока соперник не захватил Вашего короля)! Ситуация, когда Вы атаковали короля соперника так, что от этой атаки он никак не может уйти, называется “мат” и означает, что Вы победили!

Каждый из Вас начинает игру с надёжной армией из 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

Начало игры

Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними – кони, после коней – слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.

Игрок, у которого белые фигуры, всегда ходит первым, поэтому, чтобы всё было честно, нужно играть то белыми, то чёрными фигурами по очереди. На каждом своём ходе игрок может сходить одной из своих фигур (за исключением одного особенного хода). После Вашего хода, наступает ход соперника. И так далее игроки ходят по очереди до тех пор, пока один из королей не будет захвачен. либо пока вся Ваша армия не будет израсходована!

Как ходят фигуры

Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Большинство фигур не могут перепрыгивать через другие фигуры – только кони могут перепрыгивать через любого, кто стоит на их пути! Также, ни одна фигура не может вставать на клетку, где уже стоит фигура того же (своего) цвета. Однако, фигура может вставать на место фигуры противника: именно так Вы берёте в плен фигуры врага!

Король

Король – самая важная фигура, поскольку его потеря означает конец игры. Но он также является и одной из самых слабых фигур. Поэтому очень часто ему нужна защита друзей. Король может ходить на одну клетку в любом направлении – вверх, вниз, в стороны и по диагонали.

Король не может ходить на атакованную клетку, где он будет захвачен (в примере это красные клетки). Если Ваш соперник сходит своим королём на атакованную Вами клетку, не спешите радостно хватать его короля со словами “Ха-ха-ха, я победил!” Вместо этого, следует объяснить сопернику, почему его король не может туда ходить. После этого Ваш соперник может вернуть короля на место и выбрать какой-нибудь другой ход.

Шах и Мат

Когда другая фигура угрожает захватить короля, это называется «шах». Когда король никак не может избежать шаха, это называется «мат». Как говорилось ранее, взятие короля – это победа. Есть только три способа уйти от шаха: отойти от угрозы, закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, угрожающую королю. Если король не может уйти от шаха – игра окончена. Обычно короля не захватывают и не убирают с доски, игра просто объявляется завершённой.

Ферзь

Ферзь – самая влиятельная фигура. Как и король, он может ходить в любом направлении по прямой линии – вперёд, назад, в стороны и по диагонали – но в отличии от короля ферзь очень быстр. Ведь он может ходить на любое число клеток, хотя при этом не может перепрыгивать через другие фигуры. И, как и все другие фигуры, когда ферзь захватывает фигуру противника, он встаёт на клетку взятой фигуры.

Посмотрите диаграмму ниже, чтобы увидеть, как ходят ферзи. Обратите внимание, как белый ферзь берёт чёрного ферзя и затем чёрный король вынужден сделать ход.

Ладья

Ладья ходит почти так же, как и ферзь: на любое число клеток по прямой линии, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали).

Слон – это “вторая половина” ферзя. Он ходит на любое количество клеток, но только по диагоналям. В начальной позиции у Вас два слона – белопольный и чернопольный и, как Вы можете убедиться, во время игры белопольный слон всегда будет ходить лишь по белым полям, а чернопольный – по чёрным. Слоны хорошо работают в паре, так как один из них покрывает поля, которые недоступны другому.

Кони ходят иначе, чем остальные фигуры – на две клетки в одном направлении и далее на одну клетку под углом 90 градусов. Ход коня напоминает букву “Г”. Конь – единственная фигура, которая, делая ход, может перепрыгивать через другие фигуры. Из-за этой особенной способности часто говорят, что кони «прыгают». Посмотрите на эти прыжки коней:

Пешка

Половина Вашей начальной команды – это пешки, поэтому очень важно понять, как использовать этих маленьких ребят, несмотря на то, что они не очень сильны. Пешки особенные – они ходят одним образом, а берут – другим. Когда они ходят, то передвигаются только прямо вперёд, а берут – по диагонали. Пешки могут ходить вперёд только на одну клетку, за исключением самого первого хода, когда они могут ходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только ту фигуру соперника, которая стоит на одну клетку по диагонали перед ней. Пешка не может ни ходить, ни брать назад.

Поскольку пешка ходит и берёт по-разному, это единственная фигура, которую может блокировать фигура противника: если прямо перед пешкой стоит другая фигура, пешка не может ни обойти, ни взять эту фигуру.

Превращение

Может, пешки, конечно, и маленькие, медленно двигаются и им трудно бороться против более быстрых фигур на доске, но пешки – большие мечтатели! Они мечтают стать героями, которые будут править на доске и принесут Вам победу. И у пешек есть одна супер-способность, которая может помочь их мечтам осуществиться.

Если пешка доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой, кроме пешки или короля (это называется “превращением пешки”). [ПРИМЕЧАНИЕ: существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так.] Как правило, пешку превращают в ферзя, потому что это самая сильная фигура. Превращаться в другие фигуры могут только пешки: ни одна другая фигура этого не может!

Читайте также:  Как играть в Улей (дорожная версия): официальные правила игры Улей (дорожная версия) на русском

Взятие на проходе

Последнее правило относительно пешек называется “взятием на проходе” от французского “en passant”, что означает “во время прохождения”. Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), то пешка соперника может взять эту проскочившую пешку так, будто она сходила лишь на одну клетку вместо двух. Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку “на проходе” будет нельзя. Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило.

Рокировка

Ещё одно особое правило называется “рокировкой” – единственный ход, при котором перемещаются две фигуры. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется короткой рокировкой. Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется длинной рокировкой. Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается точно на две клетки.

Ничья

Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

  1. На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом НЕ находится под шахом
  2. Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
  3. На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля). Ничья по недостатку фигур!
  4. Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  5. Каждый из игроков сделал 50 ходов подряд без единого взятия или хода пешкой. Это означает, что в игре нет никакого развития!

На данной стадии Вы уже готовы играть! Далее приводятся дополнительные правила для турниров, вариантов игры, а также некоторые советы для начинающих.

Шахматы Фишера-960

Шахматы-960 (которые также называются “Шахматы Фишера”) – это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.

При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.

Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и “960” в названии).

Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а “на ферзевом фланге” – на c1.

Некоторые правила турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн

Взялся – ходи!

Если игрок касается своей фигуры, он обязан сходить этой фигурой, если ход возможен (конечно, Вы не можете “тронуть” виртуальную фигуру в сети, поэтому данное турнирное правило неактуально для нашего сайта). Если игрок касается фигуры противника, он обязан её взять. Игрок, который хочет коснуться фигуры, чтобы поправить её, должен сначала заявить о своём намерении, сказав “поправляю”.

Знакомство с Часами и Таймерами

В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию, а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали. а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.

Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат – в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

Основная стратегия

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

№ 1 Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

№ 2 Не отдавайте фигуры просто так

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка – базовая единица
  • Конь стоит 3 пешки
  • Слон стоит 3 пешки
  • Ладья стоит 5 пешек
  • Ферзь стоит 9 пешек
  • Король бесценен

В конце игры эти очки ничего не значат – это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.

№ 3 Контролируйте центр

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных – плохие.

№4 Используйте все свои фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Читайте также:  Как играть в Фанты Масло в огонь (18+): официальные правила игры Фанты Масло в огонь (18+) на русском

Как повысить уровень игры?

Знакомство с правилами и основами стратегии – это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:

№1 – Играйте

Продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.

№ 2 – Учитесь

На xchess.ru есть много ресурсов, которые помогут Вам учиться и улучшать свои навыки.

№ 3 – Получайте удовольствие

Не унывайте, если у Вас не получается выиграть во всех партиях сразу. Все проигрывают – даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, шахматы всегда будут приносить Вам удовольствие!

Играть в шахматы онлайн с компьютером

Как разработчики сайта Chessok.net мы предлагаем попробовать свои силы в этой замечательной игре. Играть в шахматы с компьютером бесплатно может любой желающий. Мы не требуем денег за игру, а также не просим регистрироваться на сайте. К тому же у наших пользователей всегда есть выбор шахматной программы – либо “Чесс Спарк”, либо “Азис Чесс”. Обе программы хороши и имеют уровни сложности, что значительно повышает интерес игры в шахматы.

Играть в шахматы онлайн

Друзья! Мы постарались для Вас. Многим надоело играть уже с Борисом и другими шахматистами в Spark Chess, поэтому мы придумали для Вас более мощную игру на основе движка Stockfish. В программе целых 15 уровней по силе игры – этого точно будет достаточно не только для любителей, но и для профессионалов!

Если Вы начинающий игрок, то Вам следует выбрать 1, 2 или 3 уровень.

Если у Вас II или I разряд по шахматам, то выбирайте 4 и 5 уровень.

Если у Вас звание кандидата в мастера спорта или выше, то Вам следует выбирать уровень от 6 и выше.

Мы уверены, что Вы точно не заскучаете и победить нашу компьютерную программу у вас легко не получится.

Под программой сделано 3 кнопки. “Новая игра” – вы можете нажать эту кнопку в любой момент (когда видите, что партия уже проиграна, когда просто хотите начать игру заново, при первой загрузке программы и т.д.)

“Вернуть ход” – всем понятная кнопка, можете вернуть свой любой ход, когда случайно поставили фигуру не на то поле и т.д. Не рекомендуем возвращать ходы, так как это только ухудшает уровень Вашей игры. Лучше просто начните новую партию или, в крайнем случае, продолжите эту.

“Ход вперед” – это кнопка возвращает предыдущий ход компьютера, если Вы нажали кнопку “Вернуть ход”.

После завершения партии Вам будет предложено начать новую, выбрав уровень игры и цвет фигур.

Надеемся, Вы оцените нашу разработку!

Очень много просьб вернуть старую игру. Мы ее вернули. Можете перейти по этой ссылке https://chessok.net/programs/376-flesh-igra-shahmaty-onlayn.html

О портале ChessOk и игре онлайн

Всегда хочется отдохнуть и заняться своим любимым делом. Все мы люди, и все мы устаем, и у каждого из нас должно быть свое хобби, чтобы предаться ему со всей душой. Если вы неравнодушны к шахматам – этот сайт то, что вам нужно. Здесь вы сможете играть в шахматы онлайн. Вам не нужно скачивать шахматы. Просто заходите на наш портал и играйте бесплатно в эту великую игру, которая не даст вам скучать.

Все чаще встречаются интернет ресурсы, на которых можно играть онлайн. И это очень хорошая тенденция, потому что онлайн игра удобна для пользователей. Наш сайт не исключение. Мы постарались для вас, и на данный момент делаем все возможное, чтобы игра в онлайн шахматы была более удобной, интересной и бесплатной. Пока организована возможность играть с компьютером и решать шахматные задачи онлайн. В дальнейшем мы планируем сделать еще массу всего полезного для шахматистов. Надеемся, что в каждой сыгранной вами партии, король противника будет повержен также, как и на картинке слева!

Шахматы Магнит

Настольные игры

Характер и цели игры в шахматы

Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

Цель каждого игрока – атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.

Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Начальная позиция фигур на шахматной доске

Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых («белые» поля) и темных («черные» поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур («белые»); другой – 16 темных фигур («черные»).

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

  • Белый король
  • Белый ферзь
  • Две белые ладьи
  • Два белых слона
  • Два белых коня
  • Восемь белых пешек
  • Черный король
  • Черный ферзь
  • Две черные ладьи
  • Два черных слона
  • Два черных коня
  • Восемь черных пешек

Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями». Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются «диагоналями».

Ходы фигур

Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле.Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты, или пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу.

Король может перемещаться двумя различными путями:

  • сходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.
  • «рокируясь». Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.
Читайте также:  Как играть в Шахматы мини: официальные правила игры Шахматы мини на русском

Рокировка становится невозможной: если король уже ходил, или с ладьей, если она уже ходила.

Рокировка временно невозможна:

  • если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;
  • если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.
  • Считается, что король находится «под шахом», если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.

Шахматы с компьютером уровня мастер спорта

Итак, перед вами игральная доска с расставленными шахматными фигурами. Вы можете выбрать цвет фигур: для этого нажмите на New Game (White) или New Game (Black). Чтобы сделать ход, достаточно кликнуть на фигуру, и вы даже сможете увидеть варианты хода выбранной фигуры – клетки, на которые можно переместить фигуру, засветятся. Если вы поняли, что совершили ошибку, или пришла гораздо лучшая идея хода, нажмите на кнопку «Takeback», и ход автоматически отменится. Кстати, время на обдумывание и совершение хода не ограничено, поэтому размышлять вы можете сколько душе угодно. А вот компьютер совершает свой ход мгновенно, поэтому вы не заскучаете в ожидании.

Самое интересное – как сыграть с мастером спорта не покидая дома и не участвуя на протяжении многих лет в многочисленных турнирах. Все, что вам требуется, переключить режим. Всего их три: Easy (легкий), Medium (средний), Hard (самый сложный). Игра будет протекать в зависимости от выбранного режима.

Роль противника в игре выполняет, пожалуй, самая известная и сильнейшая программа. Ее название – Shredder. Разработчиком программы является Штефан Майер-Кален, а родиной – Германия, поэтому в качестве и «точности» программы можно не сомневаться. Программа Shredder была выпущена на игровой рынок в 1993 году, и за 20 лет существования выиграла 12 чемпионатов мира среди компьютерных программ. На сегодняшний день шахматная программа Shredder считается сильнейшей во всем мире, и ежедневно победить компьютером в игре против нее пытаются сотни тысяч людей.

И еще пара советов, как сделать игру действительно интересной. Параллельно с игрой вы можете наблюдать за шахматным турниром в окошке, которое находится слева. Игра идет между живыми людьми и в данный момент. Это отличный вариант найти подсказку для собственного хода. Если вы все-таки подзабыли, как ходит, например, ладья, эта статья будет вам полезна. Если же вы будете проигрывать слишком часто, воспринимайте это как знак, что вам нужно углубить или освежить знания шахматных стратегий и хитростей, прибегнув к помощи шахматных учебников и самоучителей. Всю необходимую информацию можно найти здесь, причем материалы рассчитаны как на новичков, так и на продвинутых игроков. Для тех, кому удобнее и эффективнее «смотреть и слушать», на сайте есть шахматные видеоуроки с подробным объяснением всех правил игры.

Познакомившись со всеми тонкостями игры в шахматы с компьютером уровня «мастер спорта», вы готовы приступить к игре. Делитесь своими впечатлениями и советами для других игроков в комментариях под записью. Желаем успехов!

Магнитные шахматы

Сегодня мало кто из детей умеет играть в шахматы. А очень зря. Даже если вы сами не мастер и играете плохо, знаете правила только в общих чертах, вы можете купить ребёнку – особенно мальчику, которому исполнилось хотя бы лет 8-10, какую-то из книг по шахматам (для начинающих, а есть и книги по шахматам для детей), и набор шахмат. Их сегодня море – самых разнообразных. Есть коллекционные – с разными фигурками (например по Звёздным Войнам), есть классические деревянные, большие и маленькие.

Как вариант для детей мне очень нравятся магнитные шахматы. Даже дети помладше с интересом переставляют фигурки по доске. И потерять их так сложнее, и сдвинуть при неосторожном движении.

Есть в продаже книга по шахматам В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие книги. Принцип подачи материала у них похожий: сначала знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д. Практики уже много лет занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина. Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких – двухлетних детей.

Педагоги сегодня считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. X. Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с шахматами в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский – в 6, А. Алехин и М. Таль – в 7.
  2. Конечно, далеко не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами, да этого и не требуется. Для большинства гораздо важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
  3. Последняя причина – благотворное влияние игры в шахматы на подготовку к школе. Дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и обычно быстрее делают домашние задания.

Игра в шахматы решает несколько задач:

Познавательную:
расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную:
вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую:
обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическую:Коррекционную:
помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. И побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Как играть с ребенком в шахматы? Нельзя часто поддаваться и делать вид, что проиграл. Дети привыкнут к легким победам и тогда незначительный проигрыш будут воспринимать как трагедию, после чего теряют интерес к шахматам вообще. Можно давать детям фору (взрослый играет не всеми фигурами), например, пара пешек при игре одними пешками или ферзя при игре всеми фигурами.

После игры (и даже во время неё) разбирайте ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка[1], без необходимости ходили одной и той же фигурой несколько раз. Учите малышей видеть лучший ход. Больше хвалите за конкретные, хоть и маленькие достижения.

Если с ребёнком часто играть в шахматы, он станет вашим достойным партнером, причём на удивление довольно быстро. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки.

Выездные соревнования лучше отложить минимум до 10-12 лет.

Для интереса, например, расставьте на доске вместо фигур – солдатиков, с дочкой – что-то ещё придумать можно. Главное – чтобы был интерес, тогда будет и развитие.

Шахматы появились в Индии, а не в Персии или Китае. Чатуранга, таково санскритское название шахмат, возникла не из более ранних игр, а из военных упражнений в ящике с песком – об этом тоже можно рассказать мальчишкам – для появления интереса к этой игре. Индийцы не рассматривали шахматы как игру. Шахматы эволюционировали из военных обучающих методик, служивших развитию стратегии и тактики.

Оцените статью
Добавить комментарий