Как играть в Шахматы Туристические (26х13х3,8см): официальные правила игры Шахматы Туристические (26х13х3,8см) на русском

Правила шахмат

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии “черные” и “белые” имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка – это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Рокировку нельзя делать:
– если король уже делал ход
– если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
– если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
– если после рокировки король окажется под шахом
– если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
– если король при рокировке должен пройти через “битое поле” (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается “0-0”, длинная “0-0-0”.
—–
Шах – ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
– защититься от шаха
– забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
– уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
—–
Мат – такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
—-
Пат – такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
—-
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).


Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).


Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой “Г”. То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой “Г”. Отличительной особенностью коня является то, что он может “перепрыгивать” через другие фигуры.

—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Также здесь следует разъяснить такое понятие как “битое поле”. Битое поле – это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали – у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки – она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему – ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием “ракета”.
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил “обычных” шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Шахматы Туристические (26х13х3,8см)

Настольные игры

Характер и цели игры в шахматы

Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

Читайте также:  Как играть в Вторая мировая: Расширение Операция Оверлорд: официальные правила игры Вторая мировая: Расширение Операция Оверлорд на русском

Цель каждого игрока – атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.

Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Начальная позиция фигур на шахматной доске

Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых («белые» поля) и темных («черные» поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур («белые»); другой – 16 темных фигур («черные»).

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

  • Белый король
  • Белый ферзь
  • Две белые ладьи
  • Два белых слона
  • Два белых коня
  • Восемь белых пешек
  • Черный король
  • Черный ферзь
  • Две черные ладьи
  • Два черных слона
  • Два черных коня
  • Восемь черных пешек

Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями». Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются «диагоналями».

Ходы фигур

Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле.Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты, или пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу.

Король может перемещаться двумя различными путями:

  • сходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.
  • «рокируясь». Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.

Рокировка становится невозможной: если король уже ходил, или с ладьей, если она уже ходила.

Рокировка временно невозможна:

  • если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;
  • если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.
  • Считается, что король находится «под шахом», если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.

Шахматы для извращенцев. Теперь трехмерные

– Нет, я ими наслаждаюсь!

Дорогие друзья! В связи с огромной популярностью статьи Шахматы для извращенцев я продолжаю серию.

Сегодня извращения обретут невиданный доселе размах и глубину, потому что в шахматы добавится третье измерение. Человечество изобрело уже несколько сотен вариантов таких шахмат и продолжает изобретать.

Трехмерная доска

Начнем с простого. Это обычная доска, в которой поля ради прикола подняты на разную высоту. В остальном – шахматы как шахматы, но непосвященным можете говорить, что это невероятно сложная игра для гениев.

Она правда сложная. Наши мозги с большим трудом воспринимают эту конструкцию, потому что привыкли “привязывать” шахматы к плоскому полю.

Шахматы из Стар Трека

Создатели сериала не заморачивались придумыванием правил. Они просто хотели показать настольную игру, которая выглядела бы футуристично. Правда, техническая реализация подкачала – конструкция держалась настолько фигово, что в двух соседних сценах в рамках одной партии взаимное положение досок могло измениться.

По задумке авторов сериала трехмерные шахматы должны были символизировать расширение границ человеческого сознания, обусловленное покорением космоса. Но настоящее расширение границ сознания показали фанаты, когда написали правила трехмерных шахмат. Получилось настолько круто, что это включили в официальный сборник материалов по этой вселенной.

Ходы делаются как обычно с добавлением нескольких правил:

• Фигуры могут перемещаться между уровнями

• Фигуры должны перемещаться так, чтобы при взгляде на доски сверху (в двумерной проекции) они ходили по правилам обычных шахмат

• При выполнении некоторых условий можно вместо хода фигурой изменить положение одной из маленьких досок

А еще можно поиграть в это с компьютером, игра называется Parmen .

Dragonchess

Гэри Гигакс, создатель игры Dungeons and Dragons, придумал трехмерные шахматы в фентези-антураже. Битва происходит на трех досках, расположенных одна над другой и символизирующих землю, воздух и подземный мир.

Вместо обычных фигур у нас фантастические существа. В небе – сильфы, грифоны и драконы. В подземном мире – василиски, элементали и дварфы. На средней доске – более-менее нормальные армии.

У каждой фигуры свои правила перемещения, в основном взятые из классических шахмат. Часть фигур может перемещаться между досками – например, маг может взлететь. А василиск не может выползти на поверхность, но может заморозить фигуру, стоящую над ним на средней доске.

Как и в Dungeons and Dragons, многие игроки считают, что баланс этих шахмат можно улучшить при помощи хоумрулов. Чаще всего достается драконам, которых Гигакс сделал слишком сильными. Впрочем, кому как ни ему лучше всех нас знать, что такое настоящий дракон!

Raumschach

Это один из старейших вариантов трехмерных шахмат, изобретенный в 1907 году. Их автор сначала экспериментировал с полем 8х8х8, но у него все время получалась какая-то фигня. Играбельный вариант получился с кубом 5х5х5.

Почти все фигуры взяты из классических шахмат и ходят так же, но автор не удержался и таки добавил одну новую – единорога, который ходит на одну клетку по трехмерной диагонали.

Четырехмерные шахматы

Здесь не будет картинок. Ну как я вам нарисую четырехмерный куб, а?

Хотя ладно, чего уж там – вот он. Только это вам никак не поможет представить четырехмерные шахматы.

Тем не менее, кто-то их представить смог. Игра использует куб 4х4х4х4, то есть всего в ней 256 клеток. Правила отличаются от классических в основном тем, что запрещено движение по некоторым диагоналям. Впрочем, это общая проблема для трехмерных игр – ходы по трехмерным диагоналям часто позволяют построить очевидную выигрышную стратегию.

Но нам, извращенцам, не привыкать. Если уж люди смогли придумать трехмерные шахматы, то почему бы не придумать дополнительно к ним исключения из правил. Так даже интереснее.

Другие варианты

Я бы написала и про остальные сто вариантов тоже, но опасаюсь за психическое здоровье читателей. Мозг нормальной человеческой особи может выйти из строя, получив такое количество абстрактной информации.

Читайте также:  Как играть в День Победы: 100 карт.: официальные правила игры День Победы: 100 карт. на русском

Если вы считаете, что ваш мозг с этим справится, можете осторожно заглянуть сюда . Это неполная подборка вариантов трехмерных шахмат. Читайте на свой страх и риск.

Правила игры в шахматы для начинающих – расстановка шахмат, рокировка в шахматах

Человеку несведущему правила игры в шахматы могут показаться достаточно простыми, однако на практике обстоит все иначе.

Для начала стоит сказать, что шахматы представляют собой игру с участием двух человек. Фигуры, которыми они ходят, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

По 64 квадратам доски поочередно двигаются разные фигуры. Начинается игра с правильной установки доски. Необходимо, чтобы нижнем углу с правой стороны у каждого из игроков был квадрат белого цвета, соответственно, с левой – черного цвета.

Шахматная доска по горизонтали помечена буквами от a до h, в вертикальном направлении – цифрами от 1 до 8. Именно с их помощью осуществляется запись текущей партии.

Т.к. статья довольно большая – мы сделали удобную навигацию.

Навигация по статье:

Смысл игры в шахматы

Когда имеет место начало партии, на обеих сторонах стоит по 16 фигур. Основной целью игры является мат короля противника. Мат в данном случае представляет собой ситуацию, при которой король противника не может уйти от шаха. Такая ситуация имеет место быть лишь тогда, когда вокруг все клетки заняты своими фигурами, либо они расположены под ударом соперника. Также мат возможен, если невозможно закрыться от шаха другой фигурой либо вы сами не можете взять фигуру, которая объявила шах.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Расстановка фигур в шахматах

Если вы не знаете как расставить шахматы на доске, то почитайте этот абзац. Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

  • Линии номер 2 и 7 – пешки;
  • Углы доски – ладьи;
  • Рядом с ладьями – кони;
  • Рядом с конями – слоны;
  • Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
  • Рядом с ферзем стоит король.

Первый ход в партии достается игроку с белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

На изображении ниже Вы сможете увидеть как правильно делать расстановку шахматных фигур.

Как ходят шахматные фигуры

Самой весомой и значимой шахматной фигурой является король. Возможные ходы фигуры: по диагонали, горизонтали, вертикали на соседнее поле. Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона, так как может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур).

Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.

Слон может ходить по диагонали на любую клетку, если там нет других фигур. Бывают чернополые и белополые слоны (первые ходят по полям черного цвета, вторые – белого).

Конь – условная стоимость – 3 пешки. Возможный год – в форме буквы «Г». Это означает, что в начале хода он может перемешаться на две клетки в вертикальном направлении, после чего – на одну клетку в горизонтальном направлении. Также возможный ход коня – одно поле в вертикальном направлении и два – в боковом горизонтальном. Фигура коня имеет право «перепрыгивать» через другие фигуры.

Пешки имеют право ходить в вертикальном направлении, однако также могут бить по диагонали и становиться на место той фигуры, которую побили. В ситуации, когда пешка расположена в первоначальной позиции, она может ходить через одну клетку либо пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

Превращение и взятие на проходе

Отличительная особенность пешек заключается в том, что они имеют право становится другими фигурами (кроме короля). Для этого пешка должна достичь последней линии доски (первая – для черных и восьмая – для белых). Выбор фигуры осуществляется тем игроком, который делает ход. Как правило, пешку превращают в ферзя.

Также пешка может осуществлять взятие на проходе, то есть брать фигуру пешки другого игрока, которая была перемещена одновременно на две клетки доски.

Рокировка в шахматах

Особое место среди всех правил игры в шахматы занимает рокировка. О том, как делать рокировку в шахматах, рассказано ниже. Данный ход дает возможность одновременно вывести ладью из угла шахматной доски, чтобы та заняла более выгодную позицию, а также обезопасить короля. Суть рокировки заключается в том, что фигура короля меняет положение в сторону своей ладьи на два квадрата, после чего ладья делает переход на соседний квадрат по другую сторону от фигуры короля. Однако просто так длинную рокировку в шахматах сделать невозможно, для этого должен соблюдаться ряд немаловажных условий:

  • Король в текущей партии ходит первый раз;
  • Передвигаемая ладья в этой партии ходит первый раз;
  • На полях между фигурами короля и ладьи нет других фигур, они свободны;
  • Король не находится в ситуации шаха, а клетки, которые он собирается занять или пересечь, не должны быть заняты и атакованы фигурами противника.

Ниже картинка, которая покажет – как правильно делать рокировку. На картинке указана короткая и длинная рокировки.

Более подробно про рокировку можете почитать в отдельной статье – Рокировка основы.

Шахматы: правила игры. Шах и мат

В начале статьи было сказано, что главная цель шахматной игры состоит в том, чтобы поставить королю соперника по игре мат. Для этого король должен попасть в шах, однако он может выбраться из него при помощи одного из трех способов:

  • Обеспечить безопасность, уйдя на другой квадрат доски (рокировка в этом случае не допускается);
  • Самому взять фигуру, при помощи которой соперник собирается сделать шах (если это возможно);
  • Защититься от атакующей фигуры другой, своей фигурой.

При невозможности избежать мата, игра подходит к концу. В этом случае король остается на доске, но партия считается оконченной.

Также, если вы хотите узнать, как играть в шахматы, изучить основные правила, понадобиться знать, в каких случаях объявляется ничья. Существует 5 правил:

  • Если игрок должен ходить следующим, но не может сделать этого из-за положения фигур;
  • Согласие со стороны обоих игроков;
  • Отсутствие достаточного количество фигур на доске, позволяющего поставить противнику мат;
  • Было осуществлено 50 последовательных ходов, однако ни одним из соперников не было сделано ходов пешками, а также взятие пешки либо фигуры противника;
  • Игрок может объявить ничью в том случае, если был трехразовый повтор одинаковых позиций.

Правила игры в блиц шахматы

Блиц-шахматы представляют собой разновидность игры в шахматы, при которой на все ходы обеим участникам дается по 5 минут. Правила для шахмат блиц действуют те же, что и для обычных шахмат, единственное отличие – все ходы должны делаться очень быстро.

В данном случае от игроков требуется предельное внимание, собранность. Самое важное правило: ходы должны осуществляться очень быстро, больше всего времени может потребоваться в начале игры, поэтому рекомендуется много тренироваться и хорошо выучить все возможные варианты разных этапов шахматной игры.

Читайте также:  Как играть в Куликовская битва 1380: официальные правила игры Куликовская битва 1380 на русском

Также неплохо, если вы научитесь, играя в обычные шахматы, ставить различные виды матов, за короткое время проводить быстрый размер фигур, чтобы получить перевес над противником.

Ознакомившись с правилами, описанными выше, уже можно попробовать сыграть в первую шахматную партию. Однако для того чтобы научиться по-настоящему хорошо играть, нужно время, длительные тренировки, обучение, изучение различных позиций, ходов, нюансов игр и, конечно, постоянная практика.

Как играть в Шахматы Туристические (26х13х3,8см): официальные правила игры Шахматы Туристические (26х13х3,8см) на русском

8 век. Первое свидетельство об игре вслепую – Саид Бен Джубейра.

13 век. Али аш-Шатранджи играл одновременно четыре партии.

16 век. Неподтвержденные свидетельства о сеансе на десяти досках.

18 век. Филидор дает сеанс на трех досках, благодаря чему попадает на страницы энциклопедии.

1858 г. Пол Морфи в Бирмингеме дает сеанс восьми сильным игрокам, результат: +6-1=1. Вслепую начинают играть все ведущие гроссмейстеры и мастера, такие как Стейниц, Паульсон, Блекбэрн.

1876 г. В Лондоне Цукерторт доводит число досок до 16, положив начало гонке за рекорд.

1900 г. Американец Пильсбери в Москве повторяет достижение Цукерторта, а затем превосходит его – он играет на 22 досках с результатом +17-1=4.

1904 г. Новый рекорд продержался недолго: Владимир Острогский, малоизвестный шахматист, дал сеанс на 23-х досках.

1919 г. В Гарлеме Рети сыграл одновременно 24 партии, итог: 16.5:7.5

1921г. В Кашау Брейер сразился с 25-ю соперниками с результатом +15-3=7

1924 г. В гонку включился Алехин – 26 досок в Нью-Йорке, из них на 11 играли первокатегорники, результат: +16-5=5, затем 28 досок +23-2=3.

1924 г. Рети в долгу не остался и тут же вернул первенство – 29 одновременных партий.

1932 г. Чикаго, Алехин поставил последнюю точку в соревновании с Рети, 32 доски, +19-4=9.

1937 г. В Эдинбурге Колтановскому противостояли 34 шахматиста.

1947 г. В Сан-Паулу Найдорф провел сеанс на 45 досках с результатом +39-2=4.

1960г. В Будапеште Флеш сыграл 52 партии с результатом +31-3=18, этот рекорд держится по сей день.

Современные турниры по шахматам вслепую

Первый кубок мира по шахматам вслепую прошел в Бильбао (Испания) в 2007 году. Каждый тур состоял из двух партий, в которых соперники играли со сменой цвета фигур. Применялись “софийские правила”, запрещающие предлагать ничью, а также “футбольный” счет: 3 очка – победа, 1 очко – ничья, время партии ограничивалось 25-ю минутами. Участие принимали шесть шахматистов (в порядке занятых мест): Сянчжи Бу, Сергей Карякин, Магнус Карлсен, Юдит Полгар, Веселин Топалов и Пентала Кришна.

В 2009 году прошел уже 18-й ежегодный супертурнир “Амбер” в Монте-Карло, в котором участвуют 12 ведущих шахматистов мира. Победу одержал Левон Аронян. Турнир представляет собой двоеборье: игра вслепую и быстрыешахматы. Сеансы на публику, где соперники, чаще всего, играют посредственно, разительно отличаются от игры с равным соперником, пусть и одним единственным. Чаще всего появляются “зевки”, связанные с тем, что шахматист концентрируется на какой-то части доски, где происходит самое главное, и упускает остальное (т.н. “туннельный эффект”).

Сеансы игры вслепую требуют высокой концентрации, большого нервного и эмоционального напряжения. Многие шахматисты жаловались на плохое самочувствие после сеанса. Например, у Найдорфа в Сан-Паулу начался гипертонический криз. Многие из тех, кто боролся за новые рекорды, рано ушли из жизни, а некоторые (Пол Чарльз Морфи, Вильгельм Стейниц) – даже закончили жизнь в психиатрической клинике (см. статью “Шахматы – путь к сумасшествию?”) Кстати, Гарри Каспаров относится к игре вслепую негативно, считая, что сильное утомление после сеанса вредно для здоровья.

Как думают сильные игроки

Анри Бинэ, директор Парижского института экспериментальной психологии, в 1892 году провел анкетирование лучших шахматистов того времени. Задаваемые вопросы относились исключительно к игре вслепую. Какие выводы сделал Бине? Шахматисты мыслят образами, воспринимая позицию целостно, а не отдельные фигуры и ходы, память игрока – скорее абстрактная (геометрическая), чем зрительная. Исследование показало, что шахматные и математические способности – это не одно и то же: среди известных гроссмейстеров были весьма посредственные математики (впоследствии, это подтвердили и другие психологи).

Сохранились воспоминания А. Алехина о сеансах игры вслепую: он вспоминал позицию… по голосу соперника – сначала последний ход, а затем и всю позицию на текущей доске. З. Тарраш запоминал общий план игры, идею, функциональные связи фигур на доске, не представляя фигуры и доску зрительно, он утверждал, что легко вспоминает партии, сыгранные много лет назад – именно начиная с идеи.

В период с 1973 по 1996 год проводилось свыше десятка исследований для выявления особенностей мышления шахматистов. Игрокам в течение 10 секунд показывали разные позиции – реальные перспективные и со случайно расположенными фигурами – и предлагали их восстановить по памяти. Шахматисты с высоким рейтингом (от 2200) задание выполняли гораздо лучше слабых игроков, но… только по реальным позициям, случайные же – запоминались одинаково. Ученые сделали вывод, что сильный игрок выделяет и распознает перспективные позиции (т.е. те, в которых можно добиться преимущества) сразу, а не в результате перебора вариантов. Если слабый шахматист анализирует отдельные ходы противника, то сильный – анализирует позицию в целом. Позиционное мышление вырабатывается с опытом, на основе накопленных знаний и практики.

Кто может играть вслепую

Когда-то в СССР в ДЮСШ практиковались турниры вслепую, но затем были запрещены из-за высокой нагрузки на детей. Вместе с тем, необходимость этого навыка очевидна, поэтому некоторые элементы подготовки все же оставались. От начальных упражнений на “чувство доски” (знание цвета всех полей, диагоналей и т.д.), и заканчивая разбором миниатюр вслепую: перед ребенком две пустые доски, тренер диктует ходы миниатюры и останавливается за 2-3 хода до завершения партии, запись при этом не ведется. Шахматист должен в уме найти завершение партии: чаще всего комбинацию с матом или решающим преимуществом, на одной пустой доске выставить конечную позицию, а на другой – воспроизвести всю партию от начала до конца. С этим заданием уверенно справляются ребята со вторым, а иногда даже с третьим разрядом.

Что касается реальных партий, то перворазрядник играет без доски с трудом, но уже вполне успешно, хотя об одновременных сеансах речи, конечно, не идет. КМС же легко справится с одной партией и может провести сеанс на небольшом количестве досок.

Строго говоря, любой шахматист играет вслепую при обдумывании хода – ведь при счете вариантов фигуры не двигаются, так что с опытом способности совершенствуются. Сегодня шахматная литература стала доступной, особенно в электронном виде, и появилась необходимость быстро анализировать большие объемы информации. Тот, кто хорошо “видит” партии вслепую, экономит немало времени, хотя наглядность современных шахматных программ и компенсирует слабый навык.

Слепые шахматисты

Стоит играть вслепую или нет? Выбор есть не у всех – слепые шахматисты просто вынуждены играть, не видя доски и фигур. Для них существуют специальные шахматы: фигуры вставляются в дырочки в доске, а при обдумывании хода разрешается их трогать. В первой сотне игроков нет незрячих шахматистов, чемпион мира – международный мастер. Известны и случаи сеансов одновременной игры вслепую незрячих игроков: Петр Стрижнев впервые провел сеанс на шести досках с перворазрядниками с результатом 5 побед, 1 ничья, а затем – несколько сеансов в Европе с не менее внушительным результатом.

Казалось бы: играть не глядя приходится постоянно и с самого начала, но существенного превосходства в таких партиях незрячие шахматисты не демонстрируют. Результаты появляются примерно при достижении первого разряда или КМС, также как и у шахматистов с нормальным зрением. Это лишнее подтверждение тому, что способность к игре вслепую развивается с ростом уровня игрока.

Оцените статью
Добавить комментарий