Как играть в Федерация: официальные правила игры Федерация на русском

Правила баскетбола 2020 — правила игры в баскетбол с последними изменениями

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта basketball-training.org.ua! Как говорит статистика поисковых систем Yandex и Google, очень часто в строку поиска вводится такой запрос, как: правила баскетбола и правила игры в баскетбол. Самое интересное, что среди первых сайтов, появляющихся по этому запросу, нет ни одного, способного в полной мере ответить на эти вопросы.

Именно поэтому я решил написать статью, в которой подробно, и главное качественно, будет дан исчерпывающий ответ на такой вопрос. В этой статье мы поговорим об основных правилах баскетбола, по которым могут проводиться локальные турниры (например, чемпионат среди классов или школ) и об официальных правилах ФИБА с последними изменениями, принятыми в 2020 году и актуальными на март 2020.

Правила игры в баскетбол

Основные баскетбольные правила

Баскетбол и прост, и сложен одновременно. В конечном итоге – все зависит от Вашего уровня игры и, наверное, именно в этом проявляется его привлекательность. Одна из причин роста популярности баскетбола заключается в том, что научиться играть в него сравнительно легко. Правила можно понять даже с первого раза, хотя, конечно, в них есть свои тонкости, сложности и нюансы.

Как бы не звучало парадоксально, но цель игры в баскетбол можно сформулировать с помощью семи простых слов: «Кто набирает больше очков – тот и побеждает». Вот и все. Очки подсчитываются следующим образом:

  • за штрафной бросок начисляется одно очко;
  • за бросок, производящийся из пределов 3-очковой линии, начисляется 2 очка;
  • за бросок из-за 3-очковой линии – 3 очка.

Так, считать мы умеем (кстати, часто на улице считают броски по 1 и по 2 очка, а штрафные броски не пробиваются, вместо этого мяч вводится из-за боковой или лицевой линии), теперь несколько слов об основных правилах игры в баскетбол.
Самое интересное, что большинство правил баскетбола говорят о том, что нельзя делать, а о том, что можно – только малая часть из них. Итак, для тех, кто только начинает играть в баскетбол, вполне хватит следующих правил:

  • по мячу нельзя бить ногами или кулаком, а также вести мяч двумя руками одновременно;
  • нельзя толкать игрока с мячом, бить его по рукам, ставить подножки и выполнять подобные действия;
  • нельзя бегать с мячом в руках: если Вы владели мячом и решили взять его в 2 руки, то дальше нужно или бросить его в кольцо, либо отпасовать партнеру (с мячом в руках после окончания ведения можно делать 2 шага). Если Вы снова начнете ведение – то это будет считаться нарушением правил и мяч перейдет во владение к другой команде;
  • Мяч уходит в аут, если игрок, владеющий им, заступает ногой за пределы площадки или если сам мяч бьется в пол за пределами площадки;
  • Прыгать с мячом в руках недопустимо. Если Вы прыгнули с мячом в руках, то до приземления нужно бросить по кольцу либо отдать мяч партнеру по команде. Ну, в крайнем случае, просто выбросить его куда-нибудь. Если Вы прыгнули с мячом в руках и приземлились с мячом – то мяч переходит к другой команде. (Я специально не говорю о, так называемой, «напрыжке», потому что для новичков этот элемент будет вызывать много споров);
  • Игра может продолжаться до определенного счета (11, 15, 21 очко) или по времени (2 периода по 10-15 минут, или 4 периода по 7-10 минут). Время в основном связано с основной физической подготовкой начинающих баскетболистов, которые в основном не могут качественно отбегать длительное время, поэтому часто для школьников и начинающих игроков делают 2 периода по 10 минут.

Вот, в общем, такого набора правил баскетбола хватит для освоения азов этой игры. Ну а теперь давайте перейдем к правилам для более опытных спортсменов.

Официальные правила баскетбола 2016 — 2020

Фактически, весь баскетбол делится на два течения (или две большие группы): Американское и Европейское. И именно Европейский баскетбол все время старается догнать в своем развитии Американский, регулярно изменяя правила игры, стараясь максимально приблизить их к коллегам из США. Кстати, в одной из статей Вы сможете почитать о последних изменениях в правилах баскетбола.

Европейским баскетболом, а значит и его правилами, руководит ФИБА – международная федерация баскетбола, основанная в далеком 1932 году в Риме. Первыми странами, которые создавали эту федерацию, были: Аргентина, Италия, Греция, Румыния, Чехословакия, Швейцария и Португалия; и тогда организация называлась «Международная любительская федерация баскетбола». Да, действительно, сначала весь европейский баскетбол назывался любительским, и только американские спортсмены считались профессионалами. В 2000 году организация поменяла название, убрав из своего названия слово «любительская», но аббревиатура осталась, наверняка, как дань традициям.

Последней редакцией правил игры в баскетбол является версия от 2 февраля 2014 года, принятая в Барселоне, Испания. Эти правила баскетбола вступили в действие с 1 октября 2014 года, и именно по ним проводятся все официальные соревнования по баскетболу, в том числе, Чемпионат Европы и Мира по баскетболу.

Кстати, официальные правила баскетбола изложены на 93 страницах, в которых подробнейшим образом описывается каждый элемент баскетбола. К примеру, первый пункт первой статьи рассказывает нам о том, что же такое игра в баскетбол: «В баскетбол играют две (2) команды, в каждой из которых по пять (5) игроков. Цель каждой команды состоит в том, чтобы забросить мяч в корзину соперников и помешать другой команде забросить его в корзину». Однако, не смотря на такое подробнейшее описание правил игры в баскетбол, каждый день у игроков возникаю те или иные вопросы по поводу трактовок правил баскетбола. Действительно, каким должен быть контакт, для того, чтобы можно было смело фиксировать фол в нападении? Какой блокшот считается правильным, а какой нужно объявлять фолом? В общем, перекапывая интернет, я нашел интересный документик, который называется «Официальные интерпретации официальных правил баскетбола 2014». На 59 страницах этого пособия дается информация о том, как именно нужно понимать отдельные правила баскетбола.

Что еще здорово, так это то, что и в правилах баскетбола и в интерпретациях часть текста выделена желтым цветом: это означает, что это пункт либо является новым, либо – именно он поменялся в новой редакции. То есть, тренера и судьи сразу смогут оценить степень и характер изменений в правилах баскетбола.

Все актуальные правила игры в баскетбол (с изменениями 2020 года)

В общем, я надеюсь, что информация, приведенная выше оказалась достаточно полезной, во всяком случае для меня многие вопросы сразу отпали после прочтения соответствующих разделов. Только не пытайтесь сразу внедриться все правила, на той площадке, где Вы часто играете: большинство просто не готовы к таким изменениям. К примеру, у меня есть один знакомый, который прочитал про «правило цилиндра», и начал регулярно (раз на три атаки) объявлять, что против него нарушают «правило цилиндра». Думаю не нужно продолжать о том, как на это начали реагировать после третьего-четвертого раза. Так что: правила игры в баскетбол нужно знать, но злоупотреблять ими не рекомендуется.

P.S. недавно нашел на youtube канал, на котором объясняют базовые элементы правил баскетбола, их нарушения и трактовки эпизодов. Думаю — будет интересно (в плейлисте 7 видео, посмотрите все — будет интересно и многие вопросы отпадут сами собой):

Все, на этом статью заканчиваю, желаю Вам продолжать и дальше совершенствоваться и расти как игроку! Удачных Вам тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!

Федерация

Настольная игра

От 12 лет

От 2 до 12 игроков

Партия от 30 до 45 мин

Описание

“Федерация” – простая логическая игра. Подходит для больших компаний. Позволяет изучить географию. Отлично подойдет для подарка патриоту.

Инвентарь

  • игровое поле
  • 175 карт регионов-городов
  • 252 фишки игроков
  • правила игры

Правила

Для того чтобы начать игру, положите игровое поле на ровную поверхность и раздайте каждому игроку по 6 карт. Игроки могут делиться на ровные команды или каждый играет сам за себя , если игроков меньше 4. Теперь команда или каждый сам себе выбирает фишки одного цвета. Ими вы будете стараться выложить суперлинии. Суперлиния может быть выложена по горизонтали, вертикали или диагонали. Она состоит из фишек одного цвета (одной команды или игрока). Как только она сложилась переверните фишки оборотной стороной, стороной флага. Тот, кто первым соберет три суперлинии, тот и выиграл (или команда). Игроки из одной команды должны сидеть через одного и не могут подавать друг другу знаки.

Игру начинает игрок, который находится слева оттого, кто раздавал карты. Игроки ходят по часовой стрелке. Как только вы выложили одну карту, вы кладете на это место на карте свою фишку и тянете новую карту. У вас всегда должны быть на руках 6 карт. Карты выкладываются по следующей логике: на игровом поле вы увидите области, а на руках у вас будут города, которые вам нужно распределить по областям.

Читайте также:  Как играть в Свинтус Зомби: официальные правила игры Свинтус Зомби на русском

Помимо карт с городами вам будут попадаться карты с флагом (+1). Если у вас есть такая карта, то вы можете положить свою фишку на любую свободную клетку. Так же вам могут попасться карты с гербом (-1). Если у вас есть такая карта, то вы можете убрать фишку соперника, конечно же, если она еще не состоит в суперлинии. Еще есть карта со звездой (+1/-1). Если у вас есть такая карта, то вы можете заменить фишку противника на свою, конечно же, если она еще не состоит в суперлинии.

На игровом поле есть еще угловые клетки. На них не нужно выкладывать фишки, их можно принять так, как будто там уже лежит фишка нужного цвета и использовать ее для суперлинии. Эта клетка может использоваться одновременно несколькими командами.

Во время игры может наступить момент, когда карты становятся пустыми. Это происходит в тот момент, когда все клетки с одним регионом уже закрыты, а города все еще есть на руках. В таком случае вам нужно дождаться своего хода, заявить о том, что у вас есть пустая карта, показать ее и тогда вы можете ее скинуть. Затем снимите новую карту, добрав до 6 и делайте свой ход.

Игра «Федерация 2.0»

Количество игроковПродолжительность игры

1000 ₽ (цена при онлайн оплате)

Доступно для предзаказа

*Стоимость доставки оплачивается отдельно при получении. Подробнее

Об игре

Новая версия уже полюбившийся всем настольной игры “Федерация”!

При подготовке этой игры были учтены все ваши пожелания, а так же улучшено игровое поле, фишки, карточки и многое другое! Так же в коробке настольной игры “Федерация 2.0” вас будет ожидать несколько сюрпризов, которые сделают игру еще более увлекательной, обучающей и интересной для всей семьи!

Мы живем в стране, территория которой, самая большая в мире. Жаль, что многие из нас знают, где находится Неаполь или Нью-Йорк, но не знают регионы и города своей бескрайней Родины. Игра «Федерация» открывает всем, не зависимо от возраста, возможность изучить города и регионы России. Играя вам не будет скучно, как это часто происходит на уроках географии, наоборот вы полностью будете увлечены игровым процессом. Мы вам это гарантируем!

В игре могут участвовать 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10 или 12 человек.

Если соперников двое или трое, они играют каждый за себя. При большем количестве участников, они делятся на две или три равные команды.

Игровые предметы

  • Игровое поле
  • 175 карт регионов-городов
  • 252 фишки игроков
  • Правила игры

Правила игры

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Положите игровое поле на ровную поверхность. Найдите место, достаточное, чтобы рядом разместить общую колоду карт, фишки, а также сброшенные карты. Каждая команда выбирает себе фишки одного цвета.
Расположитесь вокруг игрового поля таким образом, чтобы представители команд равномерно чередовались друг с другом.
Один из участников перемешивает колоду и раздает по 6 карт каждому игроку. Оставшиеся карты – это общая колода, которая далее будет использована в игре.

СУПЕРЛИНИИ

По ходу игры поле заполняется фишками разных цветов: одна клетка — одна фишка. Сначала фишки кладутся гербом вверх, флагом вниз.
Непрерывный ряд из шести фишек одного цвета называется суперлинией. Суперлиния может быть построена по вертикали, горизонтали или диагонали. Как только фишки сформировали суперлинию, они переворачиваются флагом вверх и уже не могут быть смещены со своей позиции. Суперлинии одного цвета могут пересекаться. В этом случае фишка, расположенная на пересечении суперлиний, принадлежит одновременно каждой из них.

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Побеждает та команда или игрок, которые первыми построили три суперлинии. Если карты закончились, а цель не достигнута, побеждает команда, построившая наибольшее число суперлиний, или объявляется ничья.

ОЧЕРЕДНОСТЬ ХОДОВ

Право хода передается по кругу. Начинает игрок, находящийся слева от того, кто раздавал карты. Далее очередь переходит по часовой стрелке к каждому следующему игроку.

ПРИНЦИП ИГРЫ

Каждой клетке с названием региона соответствует карта с названием его административного центра (города). Все пары «регион/город» дублируются,
что дает игрокам дополнительную свободу при выборе стратегии.
У игрока на руках 6 карт. Когда подходит его очередь, игрок открывает одну из своих карт. Открывая карту с названием города, игрок ставит фишку на клетку
с соответствующим регионом. Выбрать он может лишь ту клетку, которая еще не занята противником. Открытая карта сбрасывается, то есть выводится из игры,
и остается лежать «лицом вверх» (каждый игрок постепенно накапливает свою колоду сброшенных карт). Затем игрок должен взять новую карту из общей колоды, взамен сброшенной, после чего ход переходит к следующему игроку.
Возможна ситуация, при которой в общей колоде не останется ни одной карты. В этом случае игра продолжается с теми картами, которые остаются на руках.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАРТЫ

Кроме обычных карт с названиями городов, в колоде есть специальные карты, дающие игроку дополнительные возможности. Специальные карты сбрасываются во время своего хода также, как и все остальные.
– Четыре карты с флагом (+1). Наличие такой карты позволяет игроку поставить свою фишку на любую свободную клетку.
– Четыре карты с гербом (-1). Эта карта позволяет убрать любую фишку противника (но только в том случае, если фишка противника еще не перевернута, то есть не является частью суперлинии).
– Три карты со звездой, указывающие на города федерального значения — Москву, Санкт-Петербург и Севастополь (-1/+1). Такая карта позволяет заменить любую фишку противника своей (фишка противника при этом не должна являться частью уже построенной суперлинии).

УГЛОВЫЕ КЛЕТКИ

В углах поля расположены четыре клетки (с серым гербом), которые являются универсальными. Фишки на них не ставятся. Любая команда должна воспринимать угловую клетку так, словно на ней уже стоит фишка нужного ей цвета. Фактически это позволяет рассматривать ее как шестую фишку суперлинии. При этом одна и та же угловая клетка может использоваться разными командами одновременно.

ПУСТАЯ КАРТА

Во время игры может сложиться ситуация, когда обе клетки с названием одного региона уже закрыты, а карта с соответствующим городом все еще не сброшена. Такая карта называется пустой. Если вы обнаружили у себя пустую карту, вам следует прежде дождаться своей очереди. Затем вы показываете пустую карту всем участникам игры, сбрасываете ее и берете новую карту из общей колоды. После этого вы делаете свой ход.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

Если вы забыли взять карту из общей колоды, а следующий участник игры уже сделал свой ход, то вам придется заканчивать игру с меньшим количеством карт на руках.
Игроки одной команды не имеют права переговариваться или подавать друг другу знаки с целью повлиять на ход игры. В случае нарушения этого правила все представители провинившейся команды должны выложить по одной карте (по своему выбору) и заканчивать игру с меньшим количеством карт на руках. Освободившиеся таким образом карты смешиваются с общей колодой.

QR-КОД О ГОРОДАХ И РЕГИОНАХ

Для того, чтобы узнать больше интересных фактов о городах, наведите камеру смартфона на QR-код на карточке с городом.

Правила игры

Правила килы

Редакция от 01.12.2019

Федерация килы – Межрегиональная общественная организация развития русской традиционной игры «Федерация килы», общественно признанная в качестве единственной, осуществляющей в полном объёме управление и развитие килы на территории Российской Федерации.

Кила – командная контактная игра с мячом.

Атаман – капитан команды.

Ватага – спортивный коллектив, команда-участник соревнований по киле.

Линия города – линия, расположенная на обоих концах игрового поля, за которой располагается зачётная зона поля игрового поля.

Город – зачетная зона, расположенная за линией города.

Взятие (захват) города – результативное действие, в ходе которого игрок оказывается в зачетной зоне противника («на территории города»).

Схватка – игровой период.

Стартовый свисток – звуковой сигнал, подаваемый первым полевым судьёй, дающий право поля в начале схватки или после взятия города ввести мяч в игру иили пересечь серединную линию игрового.

Игровая пауза – временной промежуток между остановкой и началом игры.

Боковой розыгрыш – розыгрыш вышедшего мяча за границы игрового поля посредством ввода мяча в игру с боковой линии игрового поля.

Братина – русский традиционный шаровидный кубок (сосуд) для питья.

Борьба на земле – борьбой на земле считается, когда любой из игроков касается земли любой частью тела помимо ступней.

Порты’ – штаны традиционного русского кроя.

О’нучи – белый эластичный бинт, наматываемый на голеностоп до колена.

Общее время схватки – это время схватки, начинающее отчёт с первого ввода мяча в игру и не останавливаемое в игровых паузах.

  1. Поле для игры:

2.1 Представляет собой прямоугольник с продлёнными боковыми линиями. Размер поля: длина игровой зоны 40м, ширина игровой зоны 20м. Границы поля обозначаются малярным скотчем, меловой краской, закрепленной верёвкой или лентой. Посередине поля обозначается, параллельно линиям города обозначается средняя линия, разделяющая поле на две равные части. Глубина зоны города – минимум 5 метров.

2.2 Допускается натуральное или искусственное травяное, песчаное, снежное, земляное покрытие игрового поля.

3.1 Во время игры на поле одновременно должно находится не больше 5 игроков;

3.2 Допускается заявлять на игру до 5 запасных игроков.

4.1 Игра ведётся набивным кожаным мячом для килы;

4.2 Исходя из возрастной категории игроков используются соответствующие размеры мячей:

900 – для игроков до 10 лет

1200 – для игроков от 10 до 16 лет

1500 – для игроков от 16 лет.

5.1 Занести мяч в руках в город соперника, преодолевая силовое сопритивление;

5.2 Взятием города считается, когда игрок с мячом в руках забегает (заступает обеими ногами) за линию города, либо падает с мячом в руках таким образом, что все части тела оказываются в зоне города, при этом мяч не должен коснуться земли раньше того, как все части тела игрока окажутся на зоне города;

5.3 Поймать мяч, брошенный партнером или противником на территории города, не считается взятием города.

  1. Продолжительность игры:

6.1 Игра ведётся в две схватки, или в три схватки в случае равного счёта по выигранным схваткам;

6.2 Ограничения по времени и количеству взятий в схватке определяются регламентом спортивного состязания.

6.3 За победу в схватке ватаге присуждается 1 очко;

6.4 В случае счета по схваткам 1:1 назначается дополнительная схватка.

7.1 Перед началом игры жеребьёвкой разыгрывается между двумя атаманами, кому начинать игру;

7.2 Ватага начинает игру, кладя мяч на линию своего города. Игрок разыгрывающей ватаги в случае готовности поднимает руку и после свистка судьи вводит мяч в игру ногой: игрок может пнуть мяч так, чтобы он катился по земле, либо сразу навесить в руки партнёру;

Читайте также:  Как играть в Тик-так-Бумм!: официальные правила игры Тик-так-Бумм! на русском

7.3 До начала игры ватаги разделены друг от друга серединной линией игрового поля. Серединную линию можно пересекать только после стартового свистка судьи.

  1. Способы ведения игры:

8.1 Способы ведения игры разделяются на два уровня: «воздух» и «земля». Суть этого состоит в том, что пока мяч касается земли (или оказывается в воздухе, отскочив от земли) играть разрешается только ногами. Чтобы перевести игру на уровень “воздух” необходимо ногой навесить мяч, и пока мяч находится в воздухе его руками может схватить другой игрок (самому себе навешивать запрещено); либо пнуть мяч так, чтобы он отскочил от другого игрока и, не коснувшись земли, оказался в воздухе.

8.2 Трогать руками мяч, который касается земли запрещено. В случае нарушения этого правила, мяч переходит сопернику, который разыгрывает его ногой с земли от места нарушения.

8.3 В случае, если игрок с мячом в руках падает таким образом, что мяч касается земли, игрок обязан выпустить мяч из рук.

  1. Замена игроков

9.1 Разрешено проводить замены игроков в неограниченном количестве;

9.2 Замены игроков разрешается производить только после взятия одного из городов;

9.3 В отдельных случаях по усмотрению судьи разрешено провести замену травмированного игрока во время игровой паузы. Травмированный игрок получает право войти в игру уже в следующей схватке с разрешения атамана или тренера ватаги, а также полевого судьи.

  1. Вышедший мяч и боковой розыгрыш:

10.1 Вышедшим мячом за границы поля считается: А – когда мяч пересекает боковую границу поля или линию города по земле или в воздухе; Б – когда игрок, несущий мяч, наступил хотя бы одной ногой на границу поля или заступил хотя бы одной ногой за границу поля; при этом, если игрок обеими ногами находится в границах игрового поля, но мяч держит в руках так, что в воздухе мяч пересекает границу поля – мяч ушедшим не считается;

10.2 Мяч, пересёкший линию города не в руках нападающего, считается вышедшим за границы поля и разыгрывается с земли с ближайшей боковой линии от места пересечения мяча с линией города на расстоянии 5 м от угла;

10.3 Вышедший мяч разыгрывается соперником игрока, от которого ушёл мяч (то есть, кого последним мяч коснулся перед тем, как выйти за границы игрового поля), ногой с земли с точки, где мяч пересёк границу поля. При этом у разыгрывающего игрока есть право до свистка судьи переместить мяч по боковой линии на расстояние 1 м от точки пересечения.

10.4 При боковом розыгрыше ватаги разделены друг от друга условной границей, идущей параллельно линии города от места пересечения мяча с боковой линией до противоположной бровки. Любые игровые действия разрешаются совершать только после свистка судьи.

10.5 В случае выходя мяча за пределы игрового поля ближе, чем 5 метро от линии города – мяч переносится на 5 метровую точку бокового розыгрыша.

Мёртвым мячом называется ситуация, когда игрок с мячом падает на землю и не выпускает мяч из рук, либо прижимает его своим телом больше, чем на 3 секунды. В данном случае мяч переходит сопернику игрока, не отпустившего мяч, и разыгрывается по правилам розыгрыша нарушений.

  1. Розыгрыш нарушений:

12.1 Все нарушения разыгрываются ногой с земли от места нарушения;

12.2 Ввод мяча в игру осуществляется ногой с земли. При розыгрыше мяча ватаги разделены друг от друга условной прямой линией, идущей параллельно линии города от места нарушения.

12.3 При розыгрыше мяча ватаги разделены друг от друга условной границей, идущей параллельно линии города и проходящей через место нарушения.

12.4 Любые игровые действия разрешаются совершать только после свистка судьи.

  1. Разрешённые действия:

Все действия разрешаются по отношению к любому игроку, а не только к владеющему мячом:

13.1 Разрешено толкать соперника корпусом;

13.2 Разрешено захватывать или удерживать соперника руками за любые части тела, кроме указанных в п. 14.5;

13.3 Разрешены низкоамплитудные броски соперника (критерий: ноги игрока, которого бросают, не должны оказаться выше бедра игрока, проводящего бросок);

13.4 Разрешено играть в мяч: бить ногами или руками, отнимать или выбивать мяч у соперника;

13.5 Разрешены фронтальные толчки руками (критерий: только открытыми ладонями и если атакующий игрок находиться впереди оси плеч атакуемого)

  1. Запрещённые действия:

Все действия запрещаются по отношению к любому игроку

14.1 Запрещены игровые действия за границами игрового поля;

14.2 Запрещены толчки и удары в спину (критерий: атакующий игрок находится за осью плеч атакуемого);

14.3 Запрещены подсечки, подножки и зацепы ногами за ноги соперника;

14.4 Запрещено любое намеренное травмирование соперника;

14.5 Запрещены атака игрока выше плеч (критерий: зоной плеч считаются дельтовидные мышцы);

14.6 Запрещены захваты за гениталии;

14.7 Запрещено накидывать мяч с земли себе в руки или с рук на свою ногу;

14.8 Запрещены любые удары по сопернику;

14.9 Запрещены болевые и удушающие приёмы;

14.10 Запрещено удержание игрока в положении борьбы на земле больше 3-х секунд;

14.11 Запрещено захватывать за одежду с целью удержания соперника или создания ему помехи передвижения. Не считать нарушением случайные зацепы, когда захват сразу разжимается.

14.12 Запрещено игроку в положении лежа атаковать игроков, стоящих на земле;

14.13 Запрещено умышленно затягивать время ввода мяча в игру и совершать другие действия, направленные на затягивание общего времени схватки;

14.14 Запрещено неспортивное и противоречащее нормам морали поведение на поле и вне его;

14.15 Игрок не должен наносить ответный удар (вершить «самосуд»). Даже если противник нарушает правила, игрок не должен совершать какие-либо ответные действия, опасные для соперника;

14.16 В игровом пространстве игрок не должен совершать любые действия, которые противоречат спортивному духу соревнования;

15.1 При использовании игроком одного из запрещённых действий, в зависимости от степени тяжести и по усмотрению судьи игроку выносится либо устное предупреждение, либо жёлтая карточка;

15.2 За два устных предупреждения игроку выносится жёлтая карточка;

15.3 При получении второй жёлтой карточки игроку выносится красная карточка, и игрок удаляется с поля. При этом игроку запрещается дальнейшее участие в турнире;

15.4 При удалении игрока с поля ватага доигрывает схватку в уменьшенном составе. При этом в следующих схватках ватаге разрешено играть в полном составе.

  1. Борьба на земле:

16.1 Любая борьба на земле ограничена 3 секундами. По истечении 3 секунд игроки должны подняться с земли, не препятствуя друг другу, и продолжить игру;

16.2 В случае, если борьба на земле идёт с мячом, и по истечении 3 секунд игрок не сделал передачу, либо прижал его своим телом, то мяч считается мёртвым и переходит соперникам.

Приложение 1. Образец формы

1 – Обязательно наличие на форме по центру ниже ворота фирменного логотипа игры кила. Размер логотипа (ШхВ): 50 х 36 мм.

2 – Логотип ватаги. Допускается расположение по центру, справа или слева на груди.

3 – Логотип спонсора или логотип производителя формы.

4 – Номер игрока. Обязательно наличие номера по центру на спине и по центру на груди. Допускается нумерация от 1 до 99. Формат однозначных номеров может быть обозначен как одной цифрой, так и двумя с помощью добавления цифры 0 (пр. 01, 05, 09).

5 – Логотипы спонсоров. Допускается расположение на груди по центру выше номера, на груди снизу ниже номера; на спине по центру над названием ватаги; на правом и левом плечах.

6 – Название ватаги. Расположение на спине над номером игрока.

1 – Допускается использовать мягкую защиту плеч и/или ключицы.

2 – Допускается использовать мягкую защиту локтевого сустава.

3 – На ноги спортсмена должны быть надеты спортивные штаны, либо штаны русского кроя («порты»), либо компрессионные штаны с шортами (не ниже колена) в цвет майки ватаги, либо черного цвета.

4 – Обязательно наличие у спортсмена на ногах белых гетр до колена, либо эластичных белых бинтов («онучи»), обмотанных до колена.

5 – Допускается играть в кроссовках, либо бутсах-сороконожках или бутсах для игры на паркете (по классификации бутс TF, AST, MSR, Indoor, FS). Запрещено играть в бутсах с жесткими шипами из металла, пластика или полиуретана (по классификации бутс SG, HG, MG, FG).

6 – Допускается использовать мягкую защиту рёбер и солнечного сплетения.

7 – Допускается использовать мягкую защиту бёдер (передней и/или боковой и/или задней поверхности бедра).

8 – Допускается использовать мягкую защиту коленного сустава.

9 – Допускает использовать мягкий шлем на голову.

10 – Допускается использовать жёсткую защиту гениталий («ракушка»).

11 – Допускается использовать мягкую защиту голени.

12 – Допускается использовать жёсткую защиту копчика.

13 – Запрещено использовать жесткие элементы защиты, за исключением «ракушки» и защиты копчика.

14 – Запрещено использовать элементы в форме и экипировке, способные нанести травму сопернику.

15 – Запрещено играть в очках и носить во время игры ювелирные украшения.

Приложение 2. Разметка поля

Правила игры в лапту: для школьников

Лаптой называется русская народная командная игра с мячом и битой, своеобразный вариант и более древний прообраз бейсбола. Матчи можно проводить на любых, достаточно просторных площадках с естественным природным покрытием. Игра подвижная, интересная и довольно азартная. Школьникам достаточно будет всего одного занятия, чтобы освоить эту игру и начать хорошо разбираться в её правилах. Все подробности – далее.

Кроме несложных правил игры, есть у лапты и другое замечательное качество. Для неё не требуется какого-либо сложного или специального снаряжения, оборудования. Только бита или толстая, желательно плоская, палка длиной приблизительно от 60 см до 1 м, а также небольшой мячик – резиновый или теннисный – такого размера, что помещаются в руку. По воспоминаниям некоторых людей старшего поколения, они использовали в качестве биты штакетину из забора.

Целью игры является – ударом биты отправить мяч как можно дальше, и в то же время пробежать командой площадку поочерёдно: до противоположной стороны и обратно, постаравшись не дать соперникам осалить себя пойманным мячом. За каждую подобную удачную пробежку команде начисляются очки. В итоге, выигрывает та команда, которая набрала бо́льшее количество очков за установленное время.

Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества ребёнка: быстроту, силу, координационные способности, формирует командно-игровое мышление, смекалку, чувство коллективизма и так далее. По её техническим элементам лапту можно с полным правом назвать одним из самых естественных и доступных для дошкольников видов спорта, по сравнению с многими другими спортивными дисциплинами и командными играми.

Читайте также:  Как играть в Тик-Так-Бумм для детей: официальные правила игры Тик-Так-Бумм для детей на русском

Об истории русской лапты

История этой традиционной игры уходит своими корнями в далёкое прошлое. Упоминания об игре в лапту встречаются даже в памятниках древнерусской письменности. Биты и мячи для игры археологи находили при раскопках в Великом Новгороде в слоях, что относятся к XIV столетию.

В правление Петра I лапта стала применяться как одно из средств физподготовки солдат русской армии – вначале знаменитых Семёновского и Преображенского полков, а впоследствии и прочих подразделений. Была попытка включить лапту в программу физвоспитания военнослужащих и в первые годы Советской власти. Однако, в первую очередь, игра эта в нашей стране была поистине народной: на протяжении многих поколений в неё играли не только дети (хотя, конечно же, в первую очередь, они), но и люди других возрастов.

Официальные чемпионаты по игре в лапту проводились в Советском Союзе в 50-х / 60-х годах. Попытка возродить их была предпринята в 80-е годы, после постановления Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты» (1986 год).

Межрегиональная федерация русской лапты была образована в 1996 году. В 2003-м она стала Всероссийской общественной физкультурно-спортивной организацией – Федерацией русской лапты России, которая объединяет сорок шесть региональных отделений в различных субъектах РФ. Лапта является официальным видом спорта, вошедшим в Единую всероссийскую спортивную классификацию. Проводятся официальные чемпионаты, кубки, первенства России среди разных возрастных групп, традиционные всероссийские детско-юношеские турниры.

Лапта для школьников России

В нашей стране создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила не только самой игры, но и соревнований по ней между командами; различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации и проведению состязаний.

Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для детско-юношеских спортивных школ. Специальные отделения по русской лапте организованы и работают в ДЮСШ Воронежской и Новгородской, Челябинской и Томской, Тульской, Амурской, Свердловской областей, в Башкирии.

Условия игры. Площадка для игры в лапту

Специально оборудованного игрового поля для лапты также не потребуется. Достаточно будет прямоугольной площадки с любым подходящим для бега покрытием (трявяным, земляным, песчаным или гравийным). Размеры этого участка, в идеале, должны быть примерно 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину.

Площадку эту делят на две зоны, как это показано на рисунке: «город» и «дом» (или «кон»). В центре одной из этих зон – площадка для подающего. Между границами «города» и «дома» – поле. Команда, подающая мяч, и команда, ловящая его, не должны заступать за границы своих игровых зон.

Простые правила игры для школьников

Итак, участники игры делятся на две, равные по количеству людей, команды. По 5-12 человек (обычно 6). Бросают жребий, по итогам которого одна команда отправляется в «город», а другая – «водит» (то есть, расходится по всему полю). Команда, обосновавшаяся в «городе», начинает игру. Ударом лапты подающий посылает мяч как можно дальше в поле. После чего его задачей является пробежать через площадку за линию «кона» и вернуться назад.

Игроки другой команды, «водящие» в поле, ловят летящий от удара лапты мяч (причём, если он будет пойман прямо с лёту, то команды меняются местами, и за пойманный с лёту мяч начисляется 1 очко). После того, как мяч оказался в их руках, главной задачей «водящих» становится «осалить» бегущего через площадку соперника. То есть, метко попасть в него мячом. При этом можно перебрасывать мячик друг другу, выбирая наиболее удачную позицию для прицельного броска (но бегать с мячом в руках нельзя, как и касаться бегуна или мешать его передвижению).

Если игрокам «водящей» команды удалось «осалить» (или «запятнать») бегуна, то они переходят в «город». Если же этого сдать не удаётся, то можно попытаться быстро закинуть мяч в «город», и тогда бегун, не успевший вернуться к своей команде, остаётся за линией «кона» и ждёт следующей возможности сделать это.

За чертой «кона», на противоположной стороне от своей команды, бегущий игрок может остаться и сам. В том случае, если он видит, что мяч «водящими» давно пойман, они готовы его «осалить», и пробежать невредимым ему будет слишком трудно. Запрещается бегуну:

  • касаться мячика;
  • выбегать за боковые пределы игровой площадки;
  • возвращаться к своей команде в «город», не побывав за линией «дома» («кона»);
  • покинув «дом» («кон»), передумывать и возвращаться обратно. Если уже решил бежать до «города» – обратной дороги нет.

«Осаленный», или же сделавший одно из указанных нарушений бегун выбывает из игры. Вернуть его может следующий подающий: при условии, что «штрафник» сможет на этот раз добежать до «города» не «осаленным».

Если же подающий / бегущий смог пробежать от «города» до «кона» и обратно, не будучи «осаленным», то его команде начисляется один балл (на некоторых соревнованиях – 2 балла), а он сам получает возможность ещё раз повторить свой триумф. Во всех прочих случаях, следующий удар лаптой наносит другой игрок команды, становясь заодно и следующим бегуном. И так, пока все не побывают в роли подающего.

Кто и как побеждает?

Таким образом, целью игры становится борьба за «город». В ходе этого соперничества команды неизбежно меняются ролями: бывают как подающими, так и «водящими». Побеждает та команда, которая наберёт бо́льшее количество очков.

Без обмена позициями игра будет считаться выигранной, если все игроки по очереди пробили по мячу, пробежали за линию кона и не «осаленными» вернулись назад в «город». Аналогично, игра будет считаться проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто из них не смог перебежать за линию «кона» и вернуться назад.

Некоторые тонкости игры в лапту для детей

  • Если в лапту играют младшие школьники, которым ещё трудно попасть по мячу битой, то можно использовать упрощённый вариант игры, при котором подающий будет просто сильно бросать его в поле рукой.
  • Если мяч от подающего улетел за боковые пределы площадки, то он не учитывается.
  • Подающему запрещено при подаче переступать через черту «города».


Описанные выше правила спортивной лапты для детей можно назвать универсальными, или же «усреднёнными». Однако существуют и другие виды русской лапты, правила которых могут варьироваться. В том числе – в зависимости от количества игроков и от размеров игровой площадки. Некоторые из них выделяются в особые виды старинной игры, например: «Ярославская лапта», «Донская», «Чиж», «Переменки», «Клика́».

Уточнения, необходимые для правильной организации игры

Площадка подающего должна находиться в самом центре лицевой линии «города». На спортивных соревнованиях по русской лапте она имеет ширину 3 метра, длину 1 метр и ограничивается двумя линиями.

В том случае, если игра ведётся не до определённого количества очков, а на время, то она состоит из заранее обговоренных промежутков. На официальных детских и юношеских соревнованиях по лапте это четыре тайма по 15 минут, с перерывами от 2 до 5 минут. Есть также вариант: два тайма по 20 минут.

Если подающий игрок с первого раза не попал битой по мячу, или послал его за боковые линии, то ему даётся ещё одна попытка. Если и она неудачная – игрок лишается удара. Подающему ассистирует товарищ по команде: подбрасывает для него мячик, а тот, держа биту двумя руками, посылает его в поле.

На детских и юношеских соревнованиях по лапте запрещено «осаливать» бегущего мячом в голову. Если судья считает, что «водящий» игрок умышленно метил и попал в голову бегуну, то он может предупредить этого игрока «жёлтой карточкой», либо вовсе отстранить его от игры.

Бегун считается «осалившим сам себя», если при перебежке через поле он выбежал за боковые пределы площадки; или коснулся кого-то из соперников либо мяча.

На официальных детских и юношеских соревнованиях каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. А игрок защиты, поймавший мяч после удара с лёту, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет большее количество очков.

Стандартные размеры биты (лапты) на соревнованиях: длина 90 см, вес 2 кг. Она плоская, практически как доска. Игрокам в возрасте до 12 лет предлагается пользоваться плоской битой длиной 80 см, весом 1,5 кг. Мяч берётся тот, который для «большого тенниса».

Изредка случается такая затруднительная ситуация. В активе находится только один подающий игрок – вся команда сыграла неудачно, и все, кроме него, находятся за «коном». В этом случае «последнему из могикан», который ещё ни разу не ударил по мячу, предоставляется право сделать три удара и тем самым попытаться выручить своих товарищей.

Чем лапта отличается от бейсбола?

Лапта и бейсбол – две чрезвычайно близкие по своему содержанию подвижные игры. Однако фантастически далёкие по уровню своего развития, популярности и капиталовложениям. Лапта является экзотикой и большой редкостью в своей собственной стране. Только люди старших поколений с ностальгией вспоминают, как они играли в лапту или «чижика» до самого наступления темноты и не могли наиграться. Да некоторые тренеры-энтузиасты пытаются приобщить к старинной русской игре детей и молодёжь.

Бейсбол же относится к топовым, наиболее «раскрученным» видам спорта в Соединённых Штатах, собирая многочисленную болельщицкую аудиторию на стадионах и у экранов ТВ. Хотя бейсбол появился гораздо позже лапты – в середине XIX века и даже, по мнению многих, является её потомком.

Различия состоят в том, что в бейсболе подающий (питчер) принадлежит к команде «водящих». Он вводит мяч в игру сильным ударом в сторону «дома», где стоит бэттер (отбивающий) из команды атакующих, который старается отбить мяч битой. А за ним располагается ещё и кэтчер (ловящий), с большой перчаткой-ловушкой – он уже из команды обороняющихся. Кэтчер пытается поймать мяч. В целом, лапта получается более динамичной игрой, чем бейсбол.

Ценность игры в лапту для школьников

Как уже указывалось, лапта хороша своей демократичностью. Весь необходимый инвентарь для игры инвентарь – деревянная бита и теннисный мяч. При этом игра развивает все лучшие качества, необходимые спортсмену, как физические, так и морально-волевые: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно суметь точно пробить по мячу, быстро пробежать площадку, ловко уворачиваясь от бросков соперника. С другой стороны – не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнёру по команде и метко бросать его, осаливая соперника-бегуна. Причём ситуация на игровой площадке меняется за считанные секунды, и в это время требуется быстро принять единственно правильное решение.

Оцените статью
Добавить комментарий