Как играть в Эрудит Десять в ряд: официальные правила игры Эрудит Десять в ряд на русском

Как играть в Эрудит Десять в ряд: официальные правила игры Эрудит Десять в ряд на русском

ПОДАРОК. СКИДКА 3% – при самовывозе. Скидка 5% на второй заказ. Скидки не сумммируются. Желаем вам приятных покупок!

Информация
Свяжитесь с нами
Карта сайта
Родительским комитетам
О магазине
Оплата и доставка
Как к нам проехать
Политика конфиденциальности интернет-магазина
Согласие на обработку персональных данных
Быстрый поиск
Разделы
АКЦИИ (4)
БОЕВЫМ МАЛЬЧИШКАМ И ДЕВЧОНКАМ (24)
ВСЕ ЛУЧШЕЕ В ДЕТСКУЮ! (194)
ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ (95)
ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ КОНСТРУКТОРЫ (136)
ДОЧКИ-МАТЕРИ (14)
ИГРЫ В СНЕГУ (22)
ИГРЫ ДЛЯ ДРУЖНОЙ КОМПАНИИ (31)
ЛЕТО, АХ ЛЕТО! (36)
НОВОГОДНИЕ ТОВАРЫ (17)
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ (173)
ГОЛОВОЛОМКИ (4)
ИГРУШКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ (35)
УРОКИ ТВОРЧЕСТВА (78)
ПОДАРОЧНАЯ УПАКОВКА (1)

Показать все товары

Производители
Опросы
Новости и Информация Сайта.
Правила игры “Эрудит. Десять в ряд”Дата: 07 Сентября 2013 г.
Коротко:
Подробно:

Введение.
Цифры – это азартно?! Цифры- это интересно?! ДА!
Когда цифрами правит игра “Эрудит. Десять в ряд”!

Игра для любителей блеснуть смекалкой и занимательно провести время с друзьями и близкими!

Игра СПОСОБСТВУЕТ:
развитию логического мышления
интеллектуальному развитию
развитию внимания
развитию абстрактного мышления
веселому общению и отличному настроению
занимательному времяпровождению в кругу друзей и близких

Цель игры: первым выставить на поле все имеющиеся на руках фишки с цифрами.

Сложность игры состоит в том, чтобы пытаться препятствовать выкладыванию фишек соперниками.
Фишки с цифрами выкладываются по очереди, справа и слева от стартовых фишек в порядке возрастания и убывания.
Если у вас нет фишки, которую вы можете положить, то пропускаете ход.
Первым ход делает тот, у кого находится на руках стартовая фишка.

Азарт в игре Вам придадут бонусные клетки для фишек, которые увеличивают Ваши баллы!

Один, два, три – игру начни!
Удачи!

Игра игрой, а правила по правилам! Коротко, ясно и четко!
Приступим к их изучению.

Подготовка к игре:
Распакуйте игру, переложите фишки в специальный мешочек, перемешайте их.

Заведите блокнотик для игры, где будете отмечать количество набранных игроками баллов.

Определите между собой игрока, который будет ходить первым. Из мешочка вытащите по одной фишке. Кто вытащит фишку с наибольшей цифрой, тот игрок и ходит первым.
Фишки, которые использовались для определения первого хода, верните обратно в мешок.

Далее очередность хода распределяется по часовой стрелке от стартовавшего игрока.

Начало игры:
1. каждый игрок из мешочка вытаскивает по 8 фишек

2. первый игрок выкладывает первую фишку, причем это должна быть цифра 4,5,6 либо 7. Если у первого игрока нет такой фишки, он имеет право поменять либо все свои фишки, либо лишь несколько. Заменяемые фишки возвращаются обратно в мешок и перемешиваются. Вытаскивается то же количество фишек, что и отдавалось на обмен.
3. Первая фишка ставится в центр игрового поля – белый квадратик.

Процесс игры:
Каждый игрок по очереди старается поместить на игровое поле как можно больше фишек с цифрами.

Фишки необходимо ставить, продолжая цифровой ряд.
Игрок за один ход может поставить больше чем одну фишку, но всегда продолжая тем самым один цифровой ряд в одном направлении.

После каждого хода, игрок подсчитывает количество баллов за свой ход.

Затем игрок вытаскивает такое количество фишек из мешочка, чтобы на руках у него всегда было 8 фишек.

Игра закончилась, когда фишек в мешочке больше нет, а игроки не могут сделать ни одного хода.

1. Ни одна фишка не может быть передвинута или переставлена после подсчета баллов.

2. Во время игры, игроки имеют право использовать СВОЙ ХОД, чтобы заменить свои фишки – игрок возвращает свои фишки в мешочек и мешает их между собой, вытаскивая такое же количество фишек, которое решил поменять.

3. Переворачивать нумерацию фишек не допускается. Нумерация ведется сверху вниз, либо слева направо.

4. Игроки не могут ставить фишки в любом понравившемся месте на игровом поле. Фишка должна быть добавлена в уже существующий цифровой ряд.

5. За один ход игрок не может расположить фишки сразу с обеих сторон цифровой линейки, как показано на рис.1.
5
4 5 6 7 8
7

6. За один ход игрок не может ставить фишки сразу в двух специально пронумерованных клетках на поле, как показано на рис.2.

7. Ставить фишки по диагонали, как показано на рис.3, запрещено.

1. Каждая фишка с цифрой – это Один балл.
Подсчет каждого хода производится исходя из количества фишек, размещенных на игровом поле.

2. Игроку начисляется дополнительно 1 балл, если его фишка поставлена так, что следующий игрок смог выставить сразу три фишки одну за одной, тем самым увеличив цифровой ряд.

3. На игровом поле, есть Бонусные клетки.
Фишки, установленные на Бонусные клетки, удваивают или утраивают баллы.
Обозначение Бонусных Клеток:
«х 2» – игрок удваивает баллы хода
«х 3» – игрок утраивает баллы хода
Бонусные баллы могут быть сосчитаны только один раз и только тем игроком, фишка которого была установлена на Бонусную клетку.
Бонус распространяется только на ту фишку, которая была расположена именно на бонусную клетку, на остальные фишки бонус не распространяется.

4. За продолжение существующего ряда фишек, игрок получает Бонус – 1 балл.

5. Игра Восьмью фишками
Игрок, который использовал за один ход все 8 фишек, не нарушая правила игры, зарабатывает Бонус 10 баллов и стандартное количество баллов, которое игрок должен получить за ход.

Рекламная информация:
Серия интеллектуальной семейной игры «Эрудит» включает в себя:
1. настольная семейная игра «Эрудит»
2. подарочное издание игры «Эрудит» со словарями
3. детская обучающая игра «Эрудит. Дружные Буквы»
4. занимательная игра «Эрудит. Балда»
5. логическая игра в цифры «Эрудит. Десять в ряд»
6. английская версия игры «Эрудит. Easy English»
7. компактная версия игрыс новыми правилами – «Эрудит.Вояж»
8. «девичий» вариант компактной игры с новыми правилами- «Эрудит.Гламурный»

Эрудит – настольная игра для любознательных

Одной из самых популярных настолок является игра в слова Эрудит . Она подойдёт детям и взрослым, которые хотят проверить свои навыки и словарный запас. В нее интересно играть большой компанией, каждый может развить внимательность, логику, быстроту реакции. Для людей разного возраста важно развивать свои словарные запасы. Девиз Эрудита – помочь каждому желающему узнать больше.

Правила игры просты. Достаточно раз посидеть за игровым столом, и каждый поймет, что и как необходимо делать. Поэтому мы рассмотрим, как играть в эту интересную забаву, составлять нужные слова, быстро и просто выигрывать.

Эрудит считается классической лингвистической игрой, в которой необходимо складывать слова из букв. Делается это на поле, входящем в комплект. Если сравнивать ее со Скраблом, тут больше фишек, участие могут принимать даже 5-6 человек. Но, по сути, у этих двух забав практически нет отличий.

Уровень выбирается в зависимости от лингвистических навыков и умения логически мыслить. Выкладывая различные слова, каждый из участников зарабатывает очки. Побеждает тот, кто наберет больше всего. По своей цели Эрудит сопоставим с составлением кроссвордов.

Если опять возвращаться к различиям между Эрудит и Скрабл, стоит отметить, что вторая игра стала аналогом первой. Есть различия в правилах, но принцип тот же. Эрудит более строг в лингвистическом плане. Распределение букв по очкам тут разнится. В русском аналоге есть Джокер. Это звёздочка, заменяющая любую букву. Но с полей ее можно забирать каждый ход. Конечно, можно играть в Эрудит магнитный по правилам Скрабл или наоборот. Эрудит можно брать с собой в любое путешествие, так как он намного меньше, чем Скрабл. Тут нет мешочка для перемешивания букв, однако, на процесс это не влияет.

Правила

Правила игры Эрудит просты и понятны каждому. Предназначена она для детей от 7 лет. Участвовать в ней могут от 2 до 6 человек. Сам процесс занимает от часа времени. Если вас всего двое, не отчаивайтесь, игра будет такой же интересной. Победит тот, который первый наберет определенное количество очков. Данный пункт оговаривается перед игрой. Слова нельзя составлять по диагонали или кривыми линиями. Они должны читаться справа слева-направо либо сверху-вниз, а располагаться по вертикали или по горизонтали. За один ход можно использовать все фишки. То есть, это может быть одно или несколько слов, состоящих из 7 букв и клеток, которые уже заполнены на поле.

Фишки

Фишки выкладываются в самом начале игры. Их желательно перемешать и положить оборотной стороной, чтобы не было заметно надпись. Каждый из участников берёт себе 7 штук. Первое слово составляется так, чтобы из букв приходилась на центральную клетку поля. В правилах есть такой пункт, в котором оговаривается возможность договора между игроками о том, каким будет первое слово. Горизонтально или вертикально его располагать, также зависит от участников. В любом случае, должно быть затронута центральная клетка на поле. Если игрок не хочет делать свой ход или у него нет для этого нужных букв, он может поменять одну или все 7 фишек. В этом случае он пропускает ход. Сумма за каждый ход высчитывается из цифр, написанных на каждой букве. Также на поле есть премиальные клетки, на которых указано количество возможных призовых очков. Существует градация и по цвету. Допустим, если клетка зелёная, очки удваиваются. Желтая клетка их утраивает.

Бонусные клетки

В правилах игры Эрудит указано, что существует бонусная клетка для целых слов. Они окрашены синим и красным цветом. В первом случае, сумма очков за всё составленное слово умножается на 2, а во втором – на 3. Бывают такие ситуации, когда слово составлено на премиальных клетках и для букв, и для их набора. Премия подсчитывается сначала за буквы, а потом за слово. В конце это всё суммируется. Бонусы получает только тот игрок, который первый занял клетки.

В Математическом Эрудите для детей есть правила, по которым все участники, использовавшие 7 фишек за один ход, добавляют к своему счёту 15 очков. Существует еще универсальная фишка. Обозначается она звёздочкой. Она может принять вид любой буквы. После того, как его «назвали» и выставили на поле, следующий игрок может ее забрать, заменив на определенную букву.

Что входит в комплект

Приобретая Эрудит магнитный, вы получаете не только интересную и увлекательную игру, но и возможность возить ее с собой везде, куда бы вы ни поехали. Коробка компактна и по размерам напоминает компакт-диск. В ней помещаются правила игры в Эрудит, крышка, подходящая для перемешивания букв, игровое поле, 129 фишек, на которых указаны буквы. Мешочка для перемешивания тут нет.

Словарем для Эрудита может послужить любое издание, которые есть под рукой. В правилах указано, что можно применять абсолютно все слова за исключением тех, которые пишутся с большой буквы. Также нельзя использовать сокращения, конструкции с апострофом или дефисом. Лучше всего, если составленное вами слово будет представлено в именительном падеже, единственном числе. Во множественном оно может быть только тогда, когда единственного у него просто нет.

Уровень сложности

Поиграть в игру Эрудит могут даже маленькие дети от 7 лет. Она развивает словарный запас, позволяет отлично провести время. Взрослым она скрасит долгие зимние вечера, а детям будет уместна на любом празднике. Если вы хотите попробовать Эрудит на английском языке, тут уровень сложности несколько выше. Поэтому в неё рекомендуется играть только тем, кто хочет досконально выучить иностранный, подтянуть правописание. Данная забава подойдет абсолютно для всех возрастов. Сыграв в неё один раз, вы просто влюбитесь в данную простую, но увлекательную игру.

Значение разметки игрового поля

Для того, чтобы узнать о значении разметки игрового поля, рекомендуем вам посмотреть полную инструкцию. Мы же расскажем вкратце. На полях Эрудита есть специальные клетки, дающие бонусы. Они окрашиваются в различные цвета, указывая на то, на какое число должно быть умножено слово либо буква. Каждой фишке присвоено свое количество очков. И, если под ней бесцветный квадрат, к общему счёту прибавляется сумма, написанная на ней. Зеленый окрас умножает цифру на 2, жёлтый на 3. Синий и красный квадрат удваивает и утраивает, соответственно, очки за всё слово.

Ход игры

Ход игры в настольных играх Эрудит прост и понятен. Каждому из участников на старте дается по 7 фишек с буквами. Очередность они определяют сами. Сначала в центре поля выкладывается слово, о котором необходимо договориться заранее. За один ход можно выложить несколько слов. Но, каждое новое должно соприкасаться с уже существующими. Читаться слова должны либо по горизонтали, либо по вертикали. Для тех, кто не может или не хочет использовать ход, существует возможность его пропуска. Тогда участник может поменять свои фишки. Случайное сочетание букв, а также иностранные или плохо читаемые слова в игре не допускаются.

Как правильно играть в Эрудит, можно прочитать в правилах. В целом же, соревнования в настольной игре Эрудит являются интересными и увлекательными как для взрослых, так и для детей.

Считаем очки

Подсчет очков необходимо делать правильно, ведь иначе можно не понять, кто же выиграл. Каждая буква стоит определенное количество очков. Есть клетки, которые могут удваивать либо устраивать стоимость фишки либо слова. Если вы уже разобрались в том, как играть в настольную игру Эрудит, самое время понять, какие буквы тут есть и сколько вы получите, если выложите слово из каждой из них. Сейчас об этом подробнее.

По одному очку вы получите за буквы а, в, е, и, н, о, р, с, т. Два очка стоит д, к, л, м, п, у. Три балла получают за б, г, ь, а также я. Четыре балла стоят буквы й, ы. 5 очков засчитывается за ж, з, х, ц, ч. 6 и 7 очков не предусмотрено. Восемь можно получить за букву ф, ш, э, ю. 10 баллов стоит буква щ, а 15 – ъ. Естественно, если слово располагается на клетках, удваивающих или утраивающих счёт, всё суммируется и прибавляется к общему табло.

Словарь

Иногда для игры может понадобится словарь. Особенно, если игроки делают ставку не на русский, а на английский язык. В обиходе редко встретишь слова с ъ знаком. А вот в Эрудите они помогают выиграть. Слова с лэ также придется повторить. Ведь это комбинация встречается довольно часто, как и фразы с буквой ю. Найти слово в словаре очень просто. Главное, чтобы у вас хотя бы было элементарное понятие о том, что же вы хотите сложить. Например, анаграмма слова с буквой Ф или других. Конечно, такие простые слова, как сердце, симулятор, принцесса, динозавр или пираты, вам большого количества очков не принесут. Поэтому рекомендуем пройтись по категориям животные, самолеты, машины или рыбалка. Там можно встретить много всего интересного.

Словарь также может понадобиться тогда, когда противник сложил определенную комбинацию, но вы уверены в том, что ее не существует. Можете ли вы ручатся за то, что в русском языке есть слово обедница? А в словаре это можно посмотреть.

Больше интересного

А знаете ли вы о том, что в некоторых странах мира регулярно проводится чемпионат по Эрудиту? Европа просто по-настоящему увлечена этой игрой. Но, мало кто догадывается о том, что ее придумал не какой-то лингвист, а обычный архитектор. Существуют различные модификации и дополнения, которые делают процесс еще более захватывающим и интересным.

Основные дополнения

У классической игры в слова Эрудит множество дополнений. Поэтому, если вам нравится данная забава, вам может понравиться и математический Эрудит для детей либо Эрудит на английском. Первое дополнение позволит развить математические навыки, а второе поможет подтянуть как разговорный, так и грамматический английский.

При желании можете также поиграть в электронный Эрудит или Эрудит балда. Все они очень увлекательные и интересные.

Игра Эрудит дружные буквы стала практически такой же популярной, как ее классический аналог.

А настольную игру математический Эрудит можно возить с собой в путешествие. Особенно она пригодится, если вы поехали куда-либо большой компанией. Детская игра Эрудит поможет ребенку понять, как правильно составлять слова. Можно порекомендовать попробовать Эрудит наоборот. А если вы не знаете, что подарить знакомому, обратите внимание на Эрудит подарочный.

Сила магнита

Приобретая игру Эрудит сила магнита, вы получаете очень интересный и увлекательный способ провести свободное время. В наборе есть игровое поле, крышка, подставка для букв, фишки, правила, а также мешочек, в котором можно перемешивать комбинации. Фишек тут 131. Они представлены всеми буквами алфавита и звездочками.

Настольная игра Эрудит магнитный сделана очень удобно. Каждая фишка обладает скошенными краями, поэтому участник может легко подцеплять ее пальцами. В центре каждой из них располагаются буквы, а в правом углу написаны призовые очки. На обратной же стороне есть круглый магнитик. Игровое поле сделано из металлической пластины, которая притягивает эти самые магниты. Наверху наклеена глянцевая картинка с квадратиками. Крышка тут прозрачная. Поэтому она обеспечивает сохранность фишек, если вы не можете доиграть сейчас и решили продолжить позже.

Все фишки обязательно помещаются в мешочек. Далее они перемешиваются, а участники достают себе по 7 штук. После каждого хода игроки должны суммировать результаты и записывать их. Желтые и зеленые клетки, расположенные на игровом поле, удваивают и утраивают победные очки за каждую из букв.

Синие и красные квадратики умножают общую сумму за слова. Звездочку можно поменять на любую необходимую в данной партии букву. Когда заканчивается фишки в мешочке либо игрок набирает 200 очков, игра заканчивается.

Своими руками

Игру можно сделать самостоятельно. Вам понадобится ватман, фломастеры, клей, линейка, скотч и мешочек. В качестве материала для букв можно использовать квадратики, вырезанные из картона. Поищите по дому, может у вас завалялось старое лото. Оно также подойдёт практически идеально. Никаких особенных премудростей или навыков рукоделия создание Эрудита хэнд мейд не потребуют.

Возьмите ватман, сложите его пополам и склейте. Это готовое игровое поле, которое можно разбить на квадратики. Если вы хотите составить самый простой вариант, достаточно по 11 окон в обе стороны. Возьмите карандаш и раскрасьте выбранные вами клетки, которые будут удваивать или утраивать очки. После этого покройте всё поле скотчем. Это будет такой себе своеобразный ламинатор. В алфавите не забудьте о твердом и мягком знаке.

Всё довольно просто и понятно. Если вы хотите весело и с пользой провести время, данная забава подойдет для этого лучше всего.

Поделитесь своим мнением в комментариях к статье и в соцсетях (Вконтакте,Одноклассники)

Правила настольной игры «Эрудит»

Популярность «Эрудит» начал завоевывать еще в конце 60-х годов ХХ века. Старшее поколение называет его любимой настольной игрой своего детства. И спустя полвека она также увлекает ребят и родителей, студентов и школьников. Складывая буквы в лексемы, участники обогащают словарный запас и отыскивают в своей голове порой неожиданные и ранее редко употреблявшиеся термины и выражения.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По подсчетам лингвистов мы в своей речи используем всего до 4 тысяч понятий, тогда как словарный багаж Пушкина, великого русского классика, включал больше 20 тысяч слов. Хотелось бы достичь уровня Александра Сергеевича?

КОМПЛЕКТАЦИЯ

  • игровое поле: квадрат с клеточками;
  • 129 фишек, на которых изображены буквы и стоимость каждой из них.

Планшет не однотонный, некоторые клетки закрашены разными цветами – это так называемые «премиальные» отсеки. При их заполнении участник увеличивает стоимость использованных букв. Да и сами гласные и согласные имеют разную цену – она варьируется в зависимости от частоты употребления символа: те, что используются реже, стоят дороже.

УЧАСТНИКИ

Играть в «Эрудита» можно вдвоем или компанией. Число участников может ограничить только количество букв: рассчитывайте, чтобы их хватило для всех собравшихся и на несколько ходов. Возрастная граница указана только нижняя – от 7 лет. Если ребенок уже знаком с буквами и умеет их складывать в слова, то игра еще больше поможет развить его внимательность и научит видеть разницу между произношением и написанием.

ПОДГОТОВКА

Участники достают из мешочка наугад по 7 фишек. Первый игрок придумывает слово и выкладывает его в центре поля. Остальные должны будут «провести» свой вариант через буквы, которые использовал начинающий игру.

ХОД И ПРАВИЛА ИГРЫ

Слова, как в классическом кроссворде, следует составлять в двух направлениях: слева-направо и сверху-вниз, то есть по горизонтали и по вертикали.

Выкладывать можно только существительные в именительном падеже. Имена собственные запрещены.

После каждого кона участник добирает из мешочка потраченные фишки, каждый раз на руках у него должно быть 7 штук.

Если за один ход были потрачены все буквы, игроку начисляются дополнительные баллы.

В наборе помимо фишек с буквами есть и 3 универсальные карточки – на них изображены звездочки. Это «джекпот» игры – нарисованные значки могут заменить собой любую букву, которую выберет участник. Во время следующего хода игрок может вновь забрать с поля фишку-помощницу, поставив вместо нее настоящую букву, которую она замещала. Однако ее тут же следует использовать – вставить в новое слово.

За один ход можно сочинить несколько понятий, по-прежнему действует основное правило: все они должны пересекать буквы, уже выставленные на игровом поле.

Участник может пропустить свой ход, если так и не придумал ни одного слова. В этом случае он сдает свое фишки и достает новые.

НАЧИСЛЕНИЕ БАЛЛОВ

В «Эрудите» следует вести «протокол» игры. Возьмите листочек с ручкой и отмечайте после каждого хода заработанные участником баллы. Держать эти цифры в уме и не отвлекаться при этом от основной игры – лишний труд.

  • Стоимость слова определяется ценой каждой использованной буквы – она обозначена на фишке. Нужно просто сложить все очки.
  • Во время хода можно заработать «премию», если жетоны поставлены на цветные клетки игрового поля. В зеленых ячейках баллы увеличиваются в 2 раза, в желтых – в 3 (цвета могут отличаться в разных наборах).
  • Если во время кона участник выложил слово из всех 7 фишек, то к начисленным баллам прибавляются еще 15.

В зависимости от договоренности товарищей победителем становится тот, кто наберет больше баллов, или игрок, который первым заработает определенное заранее число очков.

Помимо классического «Эрудита» есть и другие варианты игры: дорожный магнитный набор и «Эрудит Easy English» – как вытекает из названия, здесь придется составлять слова на английском языке.

Какой бы «Эрудит» вы ни выбрали, это будет отличным вложением в ваше самообразование во время веселого досуга. Игра становится незаменимым помощником родителям, которые озабочены вопросом, как привить ребенку грамотность и любовь к родной речи. Время, потраченное на настольную игру, окупается с лихвой – появлением новых понятий в вашем багаже знаний, развитием памяти и кругозора. С ней вам точно не грозит скудословие, которым страдала героиня Ильфа и Петрова Элочка-людоедка. Она могла обходиться всего лишь тридцатью словами! Так что, вперед – к планке Пушкина вместе с «Эрудитом»!

Настольная игра Эрудит

Настольная игра “Эрудит”

Популярная в советские времена игра «Эрудит» – прямая наследница американского «Скрэббла» (Scrabble). В свою очередь, «Скрэббл» тоже возник не на пустом месте. Его создатель, архитектор Альфред Баттс, отталкивался от многих игр с буквами и словами, в частности, от популярной в начале столетия игры Anagrams (по сути, это знакомая многим «Балда», игра, в которой нужно составлять слова, приписывая по одной букве к исходному слову).

Альфред Баттс: от Lexico до Criss-Crosswords

Зачем архитектору понадобилось тратить время на создание игр? В этом виновата Великая депрессия, экономический кризис, обрушившийся на США. Кризис привел к тому, что множество людей потеряли работу. Рабочих мест не хватало, и выброшенные на улицу специалисты хватались за любой источник доходов. Кстати, не будет лишним заметить, что именно в это время была придумана легендарная «Монополия» – ее разработчики тоже искали новый источник доходов и в результате придумали одну из наиболее популярных в ХХ веке игр.

Альфреду Баттсу повезло меньше. Он подошел к вопросу очень тщательно. Сначала архитектор написал книгу об играх, где отдельно выделил настольные развлечения со словами и буквами, посетовав, что они уступают по популярности шахматам и карточным играм. Затем он придумал игру Lexico, в которой необходимо было составлять слова с помощью фишек, на которых изображались буквы. Игрок вытягивал вслепую девять фишек, а затем с каждым ходом мог либо составить слово, либо пополнить запасы букв. Здесь уже угадываются правила будущего «Скрэббла», но в Lexico не было доски, размеченной на квадраты.

Слева – доска для Criss-Crosswords, справа – Альфред Баттс

В 1938 году на свет появилась новая игра, Criss-Crosswords. Она велась на поле размером 15х15 квадратов, а в правилах использовались некоторые особенности составления кроссвордов (например, слова нужно было составлять не просто так, а в соответствии с законами симметрии). Баттс попытался продать разработку нескольким крупным производителям игр, но везде получил отказ. Тогда он сам занялся распространением Criss-Crosswords, но особым спросом она не пользовалась. Тем более что вскоре началась Вторая мировая война, и людям стало не до игр.

Джеймс Брюно: Criss-Crosswords превращается в Scrabble

Новую жизнь изобретение Баттса обрело в 1948 году, когда патент на него был приобретен Джеймсом Брюно, юристом из Коннектикута. Теперь Баттс должен был получать свою долю с продаж, а распространение стало задачей нового владельца. Именно Брюно дал игре ее привычное название – «Скрэббл», что с английского можно перевести как «отчаянно чесаться, царапаться», а также «рыться в поисках чего-либо». В переносном смысле это выражение означает «писать как курица лапой». Помимо этого, новый владелец изменил правила, подарив игрокам в «Скрэббл», «Эрудит» и другие модификации изначальной идеи Баттса цветные квадраты, которые изменяли стоимость слов в том случае, когда хотя бы одна буква попадала на такой квадрат. Вдобавок он упростил правила, отказавшись от кроссвордной симметричности.

В такой коробке сейчас продается «Скрэббл»

Но и Брюно сначала не повезло. 2400 игровых наборов, произведенных на маленькой фабрике, лежали мертвым грузом, пылились на полках магазинов, оставаясь практически невостребованными. Однако в подобных историях всегда происходит какое-то событие, которое меняет все. Однажды «Скрэббл» попался на глаза директору сети магазинов Macy’s Джеку Строссу, находившемуся в отпуске и интересовавшемуся всем, что касалось развлечений. Сыграв партию-другую, он спросил, есть ли такая игра в его магазине. Узнав, что «Скрэббл» в сети Macy’s не продается, он очень удивился и велел немедленно сделать так, чтобы игра продавалась везде. Небольшая фабрика Брюно не могла удовлетворить запросы торговой сети, охватывавшей всю территорию США, и он вынужден был продать ее компании Selchow and Righter (кстати, раньше Баттс уже пытался продать игру этой фирме, но представители Selchow and Righter отказались, заявив, что не видят в идее никакой коммерческой перспективы). Впоследствии права на «Скрэббл» еще несколько раз переходили из рук в руки, пока, наконец, в 1986 году ими не завладел крупный производитель игр Hasbro.

Национальные версии «Скрэббла»

Национальные версии игры стали появляться еще в 1950-х годах. Так, в Швеции возник собственный вариант этой игры под названием Alphabet, правила которого немного отличались от оригинального «Скрэббла». Сейчас насчитывается до тридцати национальных версий.

В 1980-е годы в Советском Союзе в продажу поступил «Эрудит», быстро ставший чрезвычайно популярным. Дело в том, что ассортимент семейных игр на полках советских магазинов был не так уж и велик, а большинство игр представляли собой стандартные вариации на тему «кинь кубик – посмотри, сколько выпало – передвинь фишку». На этом фоне «Эрудит», объединявший за одним столом игроков разных поколений, выглядел особенно выигрышно. Тем более что отечественные производители не подкачали и выпустили игру в солидном качественном оформлении.

Как играют в «Эрудит»

Игра ведется на поле размером 15х15 квадратов. Теоретически принять участие в ней может до десяти-двенадцати человек, но оптимальный вариант – от трех до пяти игроков. Все начинается с того, что каждый участник вслепую вытягивает себе семь игровых костей, на каждой из которых изображена буква. Затем в центре поля выкладывается случайное слово. Этот момент в правилах не очень удачен, потому что нередко приводит к спорам о том, какое слово выкладывать. Поэтому некоторые опытные игроки рекомендуют выкладывать не слово, а случайную букву. Важно только, чтобы буква оказалась именно в центральном квадрате.

Так выглядит «Эрудит» советских времен

Дальше игроки по очереди стараются выложить свои буквы на поле, соблюдая при этом два условия:

  • в результате должно получиться значащее слово (выкладывать бессмысленные сочетания букв запрещено, в спорных случаях можно прибегнуть к помощи словаря);
  • при этом должна быть использована хотя бы одна буква из тех, что были выложены на поле ранее.

По правилам «Эрудита» слово может выкладываться только в именительном падеже и единственном числе – это традиция русскоязычных лингвистических игр. Исключение делается лишь для слов, существующих только в форме множественного числа (таких, например, как «ножницы»).

За один ход можно использовать любое количество букв, хоть все семь сразу, а это значит, что можно попытаться собрать сразу несколько слов. Тот, кто за ход разыграет все семь букв, получит дополнительные очки. После хода нужно добрать буквы взамен использованных, так, чтобы их снова было семь.

Если из имеющихся на руках букв не удается собрать слово, то можно либо сбросить их, взяв взамен такое же количество из тех, что еще не разобраны игроками, либо пропустить ход.

Каждая буква имеет свою ценность, измеряемую в очках. Ценность зависит от того, насколько часто буква встречается в словах того языка, на котором ведется игра (если речь идет об «Эрудите», то имеется в виду, конечно, русский язык). Когда Баттс разрабатывал «Скрэббл», он провел собственные исследования, используя, в частности, передовицу газеты New York Times, но ценность фишек-букв, которую он использовал при создании своей игры, подходит только для англоязычного «Скрэббла», не говоря уже о том, что в русском языке набор букв заметно отличается. Поэтому при создании игры «Эрудит» учитывались достижения современных ученых-филологов.

В подарочный набор может входить словарь – очень полезная в игре вещь

Также ценность буквы (и даже целого слова) может возрасти в том случае, если она попала на один из цветных квадратов. Всего в эрудите четыре типа цветных квадратов, как и в изначальном «Скрэббле», но в коэффициентах есть некоторые отличия.

  1. Зеленый квадрат увеличивает вдвое ценность буквы.
  2. Синий квадрат увеличивает вдвое количество очков, дающихся за слово, в состав которого входит буква, оказавшаяся на этом квадрате.
  3. Желтый квадрат означает, что ценность буквы надо умножить на три.
  4. Красный квадрат дает возможность умножить втрое сумму очков за все слово, одна из букв которого оказалась на таком поле.

Игра заканчивается, когда участники разобрали все буквы и не могут больше собрать ни одного слова, либо когда все игроки два круга подряд пропустили ход.

Победителем является тот, кто наберет больше очков.

Разновидности «Эрудита»

Сейчас в России можно без каких-либо хлопот приобрести и традиционный русскоязычный «Эрудит», и оригинальный англоязычный «Скрэббл». Но в продаже можно увидеть и довольно оригинальные разновидности этих игр.

Одни из них отличаются от базовой версии разве что необычным оформлением, делающим игру более привлекательной. Так, гламурный «Эрудит» выполнен в розовых тонах и ориентирован на девочек. Но есть и модификации, которые не очень похожи на оригинал.

Например, в российских магазинах встречается игра «Эрудит: Десять в ряд». Ее особенностью является то, что можно не только самому составлять слова, но и мешать сопернику делать то же самое. Еще одна любопытная игра – «Эрудит: Вояж». Для него требуются два игральных кубика, сумма выпавших на них очков определяет, сколько букв должен взять игрок. После каждого хода участники возвращают оставшиеся неизрасходованными буквы и снова бросают кубики.

В чем польза «Эрудита»

В первую очередь эта игра подходит детям и подросткам. Она развивает наблюдательность, вынуждает обращать внимание на грамотность, помогает развивать словарный запас, давая возможность узнавать новые слова и запоминать их. Но и взрослым стоит хотя бы иногда обращаться к «Эрудиту», чтобы убедиться, что они еще не уподобились Эллочке-людоедке, обходившейся, как известно, всего тридцатью словами. Взрослые могут использовать «Эрудит» и его разновидности, чтобы помочь детям изучать языки – как русский, так и любой другой, для которого существует скрэбблоподобная игра (в реальности, правда, сейчас это только английский – найти иные варианты «Скрэббла» довольно проблематично, хотя немецкие, французские, шведские варианты существуют в природе). Поэтому его можно применять не только дома, но и в школе.

«Эрудит» – игра, подходящая для разных возрастных категорий

В «Эрудит» можно играть вечерами или по выходным, когда вся семья находится дома. Эта игра хорошо подходит для поездок (многие компании выпускают облегченный вариант «Эрудита» в надежно закрывающейся коробке, которая легко помещается в дорожной сумке). Можно в нее играть на пикнике, на пляже.

Настольная игра Эрудит 10 в ряд

г. Королев. Исаева 2А
бесплатно

ул. Арбат дом 1
бесплатно

Вы – прирожденный математик, и язык цифр вам как родной? Или вы – мама или папа ребенка, который только-только на примере с бесконечными яблочками стал проходить числа? Для всех вас есть прекрасная настольная игра – Эрудит. Десять в ряд.

Взгляд с новой стороны

В мире отечественных настольных игр привыкли считать, что Эрудит – это игра исключительно на знание слов. Но попробуйте взглянуть на само слово «эрудит» под другим углом. Это человек, развитый всесторонне, владеющий как гуманитарными, так и точными познаниями. И что может быть точнее всем родной и близкой математики?

  • В игру вступают от двух до четырех математиков-энтузиастов.
  • Отложите в сторону жетоны с математическими операциями – пока что они вам не понадобятся.
  • Каждый получает на руку восемь случайных жетонов-цифр.
  • Ваша задача – как можно быстрее выложить на игровом поле комбинацию из возрастающих цифр.
  • Комбинации можно выкладывать как по горизонтали, так и по вертикали. Имейте в виду: ваши соперники спят и видят, как бы нарушить вашу комбинацию. Опередите их, играйте без оглядки – царица наук любит отчаянных.
  • А зачем, кстати, жетоны с математическими операциями? Они для тех, кто прямо на игровом поле захочет доказать парочку теорем. Или же для тех, кто хочет научить младшего члена семьи элементарном счету – каждому своё.
  • Как только заканчиваются жетоны, все подсчитывают победные очки. Обладатель наибольшего количества баллов – победитель.

Эрудит. Десять в ряд – таких страстей мир науки давно не видел

Настольная игра Эрудит. Десять в ряд словно кидает вызов игроку – а сможешь ли ты стать повелителем цифр. Принимаете её вызов?

  • Ломаем стереотипы! Старый добрый Эрудит в новом, интригующем варианте – почувствуйте красоту цифр.
  • Действуйте согласно логике, выработайте стратегию, охватывайте взглядом все пространство – Эрудит. Десять в ряд в вас верит.
  • Не только удачей живы. Безусловно, хорошие жетоны – это большой плюс, но только лишь везением эту игру выиграть не получится. Проявите все свои умственные способности – тогда лавры победителя вам гарантированы.

Настольная игра Эрудит. Десять в ряд – это прекрасный подарок и для любителя классического Эрудита, и для того, кто только-только открыл для себя серию этих замечательных игр.

Читайте также:  Как играть в Сокровища тролля: официальные правила игры Сокровища тролля на русском
Оцените статью
Добавить комментарий